Агентства по работе с блогерами хотят создать саморегулируемую организацию, чтобы нормализовать уплату налогов и учёт инфлюенс–рекламы.
На базе Ассоциации блогеров и агентств (АБА) планируется создать саморегулируемую организацию (СРО) рынка инфлюенс–маркетинга. Инициативу поддержали в администрации президента РФ. "ДП" узнал, как создание новой организации отразится на работе блогеров и инфлюенс–агентств.
Не попасть в чёрный список
АБА создана в 2022 году и объединяет крупнейшие российские агентства в сфере инфлюенс–маркетинга. В ассоциацию входят 43 агентства и 50 тыс. блогеров. У неё есть несколько приоритетных направлений работы. Например, весной там занялись созданием чёрных списков инфлюенсеров. В него попали блогеры, нарушающие закон, срывающие сроки и оказывающие некачественные услуги. После нескольких недавних громких скандалов на встрече АБА обсуждался и вопрос о том, чтобы делать налоговые проверки блогеров непубличными до выявления нарушения.
Напомним: в марте этого года популярной блогерше Валерии Чекалиной (Lerchek) были предъявлены обвинения в неуплате налогов на сумму более 300 млн рублей. Долг был оперативно погашен, однако у правоохранителей появились новые претензии, в том числе связанные с отмыванием денег. Следствие на данный момент продолжается.
Затем Следственный комитет сообщил о возбуждении уголовных дел в связи с уклонением от уплаты налогов в отношении ещё нескольких популярных инфлюенсеров, в том числе Александры Митрошиной (120 млн рублей), Елены Блиновской (918 млн) и др. Большинство из тех, кому были предъявлены претензии, признали вину и полностью либо частично погасили долги. При этом они ссылались на то, что просто не разобрались в законодательстве, доверились неквалифицированным налоговым консультантам и не имели умысла нанести ущерб государству.
Вопрос конфиденциальности налоговых проверок блогеров сложен и многогранен, подтверждает CEO Peaches agency Георгий Кочуров. С одной стороны, прозрачность может поддерживать доверие аудитории. С другой — встают вопросы конфиденциальности и права на приватность.
С такой точкой зрения согласна Диана Симон, основатель агентства по работе с блогерами Gamers Club Agency. "Я уверена, что недопустимо оглашать подозрения в отношении блогера публично до выяснения обстоятельств, так как это самым беспощадным образом может повлиять на карьеру добросовестного налогоплательщика. Агентства и бренды могут поставить на паузу все потенциальные контракты. Но если вина доказана, данные прецеденты могут быть показательными и уберечь других неосведомлённых блогеров от повторения ошибок", — рассуждает Диана Симон.
По её словам, часть инфлюенсеров считает, что за их скромным оборотом никто следить не будет. Но налоги нужно платить всем, вне зависимости от уровня доходов.
На данный момент в России отсутствует единый подход к налогообложению блогеров. Каждый конкретный инфлюенсер самостоятельно решает, как именно он отчитывается о доходах перед государством. Некоторые остаются в статусе физических лиц, ежегодно сдают декларацию о доходах и платят обычный НДФЛ. Но это довольно неудобно рекламодателям, особенно крупным компаниям, которые предпочитают не работать с "физиками". Одним из самых распространённых вариантов является регистрация в качестве самозанятого, но годовой доход при этом не должен превышать 2,4 млн рублей. Поэтому блогеры с крупным оборотом, как правило, регистрируют ИП с патентной или упрощённой системой налогообложения.
Прозрачность во всём
Руководители агентств инфлюенс–маркетинга считают, что появление СРО поможет стандартизировать обозначение рекламного контента. Как отмечает Георгий Кочуров, такая организация повысит как прозрачность во взаимоотношениях между рекламодателями и блогерами, так и доверие со стороны аудитории. Однако это может иметь и оборотную сторону, ведь появится дополнительный шаг в обозначении контента как рекламного.
Диана Симон добавляет, что создание СРО может усложнить работу только "скамерам", недобросовестным блогерам или агентам: участники АБА активно делятся информацией внутри ассоциации и попасть в чёрный список комьюнити можно достаточно быстро.
Кроме того, государственная поддержка инициативы может быть полезной для блогеров, особенно микроинфлюенсеров, считают эксперты. Это придаст отрасли легитимности и стабильности.
Диана Симон уточняет, что рынку не хватает портала для представителей инфлюенс–маркетинга — аналога сервиса "Госуслуги". Идеально, если на такой площадке можно было бы вовремя оплачивать и проверять налоги и отчётность во избежание штрафов и задолженностей.
“
"По данным опроса нашего агентства по работе с блогерами, примерно 95% из них не понимают, что такое оператор рекламных данных (ОРД) и для чего он нужен. К сожалению, эффективной работы по разъяснению закона со стороны регуляторов не проводится. Кроме агентств, которые объясняют своим блогерам, состоящим на эксклюзивных контрактах, или АБА, которая старается помочь инфлюенсерам разобраться в мелочах. Но есть блогеры, которые работают самостоятельно. Распространены случаи, когда они, помечая рекламу в ОРД с токеном от клиента, даже не подозревают, что им нужно также предоставлять акты в своём личном кабинете. При этом штраф за несвоевременное предоставление информации для юридических лиц — 300 тыс. рублей", — комментирует эксперт.
Особый статус
Создание саморегулируемой организации пойдёт на пользу не только АБА, но и всем игрокам рынка. Как объясняет Тимур Ахмедов, руководитель проектной команды АБА, инициатива позволит блогерам и агентствам — членам ассоциации защищать свои интересы, создавать единые стандарты и правила.
"АБА сможет представлять интересы блогеров в государственных органах и органах местного самоуправления. Участвовать в антимонопольном разбирательстве с участием блогеров, обжаловать в арбитражном суде нормативно–правовые акты властей. Применять меры ответственности к блогерам, устанавливать стандарты и правила деятельности в сфере рекламы, рассматривать жалобы", — перечисляет он.
Сейчас ассоциация ведёт активные переговоры с государственными структурами о поддержке инициативы по созданию СРО. При благоприятном прогнозе СРО может появиться в течение полугода.
Ещё одна инициатива АБА — выделение специального ОКВЭД для блогеров. Нововведение позволит обосновывать социальные выплаты и пенсии для инфлюенсеров, а также упростит бухгалтерский учёт и налогообложение. Но не все участники рынка видят в этом насущную потребность.
“
"Мне кажется, что острой необходимости в отдельном ОКВЭД нет. Конечно, многие могут вспомнить опыт коллег из СНГ, где в некоторых странах существуют примеры с выделениями категорий блогеров с пониженными ставками. Но у нас есть формат самозанятых с 4%–ным налогом. Скорее выделенный ОКВЭД будет выгоден только государству, чтобы иметь возможность определить вид деятельности налогоплательщика и статус блогера", — говорит Диана Симон.
Кстати, буквально на днях президент Казахстана Касым–Жомарт Токаев подписал закон "Об онлайн–платформах и онлайн–рекламе". Документ вводит понятия "пользователь онлайн–платформы" и "инфлюенсер (блогер)", а также устанавливает их права и обязанности. В том числе это касается и уплаты налогов.