Горожане регулярно получают пугающие флаеры, замаскированные под коммунальные квитанции. При этом разобраться, нужны ли на самом деле услуги рекламируемой компании, оказывается непросто.
Любой петербуржец примерно 10–го числа каждого месяца обнаруживает в почтовом ящике квитанции за жилищно–коммунальные услуги. Набор может варьироваться, но, как правило, это счета за электроэнергию, отопление, горячее и холодное водоснабжение, газ, обслуживание общедомового имущества.
Иногда в эту стопку может попасть бумага, очень похожая на квитанцию, но таковой не являющаяся. На качественной бумаге, да ещё и с красивой печатью, собственникам квартир крупным шрифтом напоминают, что их приборы учёта коммунальных ресурсов должны пройти обязательную метрологическую поверку. В ином случае счётчик "превратится в тыкву" и начисления станут производиться по нормативу, чего, конечно, никто не хочет, ибо это дорого. Там же указывается телефон некоей службы, которая эту услугу готова оказать. Ну а стоимость, конечно, уточняется уже позже.
Бороться с подобными буклетами пытается Федеральная антимонопольная служба (ФАС). До победы ей пока далеко, судя по тому, что жители многоквартирных домов продолжают получать такие бумаги.
Как настоящие
Потребитель зачастую не отличает агрессивную рекламу от настоящих квитанций, и исполнитель услуг (которые гражданину, может быть, действительно требуются) навязывается. Как поясняет замруководителя Санкт–Петербургского управления ФАС Марина Никитина, спутать рекламный флаер с настоящей квитанцией легко, ведь оформляются они очень похоже.
"На них указываются штрихкоды, ссылки на официальные ресурсы, обращения к плательщикам о необходимости провести поверку, а также расчётная таблица, имитирующая настоящую. Зачастую в этих листовках используются и QR–коды. Впрочем, перейти по ссылке и проверить, какая организация действительно направила эту листовку, невозможно", — рассказала она на пресс–конференции в ТАСС.
Заместитель начальника отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов и рекламы Санкт–Петербургского управления ФАС Полина Величко добавляет, что псевдоквитанции всегда ссылаются на какие–то законодательные акты, которые на самом деле могут не относиться к делу или быть неактуальными, а иногда и вовсе выдуманными.
В 2023 году, рассказывает Марина Никитина, петербургское УФАС выдало 14 предупреждений организациям за нарушение закона о защите конкуренции. При этом распространители псевдоквитанций получили всего пять из них. А в 2022 году петербургское управление антимонопольного регулятора получило порядка 30 жалоб на подобную рекламу.
Казалось бы, только в одном парадном многоквартирного дома, в который попадают такие листовки, несколько десятков квартир, почему же тогда ФАС разбирает единичные случаи? Ответ прост — статистика собирается только по количеству обращений, полученных ведомством от граждан, говорит Марина Никитина.
Нетривиальная задача
Обязанность следить за состоянием счётчиков действительно лежит на собственниках квартир в соответствии с постановлением правительства РФ № 354 от 6 июня 2011 года. Выполнять работы по замене может только аккредитованная организация. Неподкованному гражданину понять, к кому для этого нужно обратиться и почему именно к нему, оказывается непросто.
Корреспондент "ДП" позвонил по номеру, указанному в типичной псевдоквитанции, рекомендующей в 30–дневный срок с момента получения обратиться к специалистам компании для поверки счётчиков холодной воды. Девушка на "горячей линии" вежливо поясняет, что в случае, если прибор вышел за межповерочный интервал, специалисты всего за 700 рублей обновят срок и поставят прибор на учёт. Если же устройство работает в обычном режиме, ничего делать не нужно, поясняет оператор.
Если набрать номер, указанный в практически идентичном флаере другой компании, можно в ответ услышать, что данный телефон уже не активен, а если с него поступил звонок, то, скорее всего, это мошенники. Значит, в этом по своей сути обычном бизнесе всё–таки присутствуют нечистые на руку игроки.
Борьба с ветряными мельницами
Казалось бы, кто лучше всего справится с поверкой счётчиков, чем ГУП "Водоканал Санкт–Петербурга", которое, собственно, и обеспечивает нас холодной водой? По телефону, указанному на сайте предприятия, "ДП" рассказали всё то же самое, что и в организации с первой псевдоквитанции. Цена вопроса — 690 рублей.
Вскрылась важная деталь. Поверкой занимается не сам "Водоканал СПб", а его подрядчик с неожиданным названием — ОАО "Медцентр", зарегистрированное в Волгограде, но имеющее при этом необходимую аккредитацию.
По данным единого реестра, "Водоканал СПб" также имеет требуемую аккредитацию. Но выясняется, что специалисты ГУПа могут провести поверку только на стенде. То есть гражданин сам снимает счётчик, привозит его в офис, там его поверяют, а далее собственник своими руками его устанавливает обратно.
Поверкой счётчиков занимается и АО "ЕИРЦ Санкт–Петербурга". Оператор по телефону озвучивает стоимость услуги — 800 рублей, но проводит её городской единый расчётный центр также не сам, а его подрядчик. И, что самое удивительное, название компании–подрядчика не разглашается.
Объяснить, почему следует воспользоваться услугами именно данной сторонней организации, а не заплатить деньги какой–нибудь другой за ту же работу, не смогли ни в одной из двух госкомпаний.
Что же получается? Государственные монополисты, имея все необходимые разрешения на поверку счётчиков, передают этот функционал сторонним компаниям. Мало того что иногородним, так ещё и анонимным. Зачем тогда удивляться, что в этом сегменте начинают плодиться компании, прибегающие к сомнительным рекламным методам, а порой и просто мошенники. ФАС может рассматривать сколько угодно жалоб граждан, но, пока не устранена первопричина, это напоминает борьбу с ветряными мельницами.
В ЕИРЦ СПб рассказали "ДП", что для выхода на рынок потребуется создать отдельное подразделение, а на данный момент компании оптимально работать с зарекомендовавшими себя подрядчиками, которых, отмечают в центре, тщательно проверяют.
"ДП" также направил запрос в "Водоканал СПб".
Советское наследие
Молодое поколение, активно использующее "цифру", менее склонно доверять или вовсе обращать внимание на подобную агрессивную рекламу. Подавляющая часть петербуржцев поколений Y и Z вообще редко заглядывает в почтовые ящики, получая счета за коммунальные услуги в электронном виде.
Склонны же доверять псевдоквитанциям больше люди 50+, "выходцы" из Советского Союза, считает врач–психотерапевт Первой семейной клиники Петербурга Алексей Шипица.
"Потому что если тогда приходила квитанция — она являлась понуждением к действию. Советские люди не сомневались: раз что–то написано на бланке, так и должно быть. Это нужно просто исполнить, и всё", — говорит эксперт.
Критическое осмысление возникает, когда уже появляется негативный опыт — свой либо чужой, добавляет Алексей Шипица.
“
"Лучше всего вразумляет какой–то обман. Но тоже не всегда. Иногда человек думает: “Меня уже один раз обманули, второй раз этот номер не пройдёт”. Ещё как может пройти", — отмечает психолог.