Подарок известного бизнесмена Сергея Васильева жене — 50% акций "Петербургского нефтяного терминала" — привёл к корпоративному конфликту в компании. "ДП" решил взять интервью у Елены Васильевой, которая и стала вместо мужа новым акционером актива.
"ДП": На этой неделе СМИ писали, что ваш супруг подарил вам 50% акций ПНТ, это правда?
Е.В.: Да, всё верно. В 2022 году мой супруг Сергей заболел и передал мне дела по бизнесу. В начале 2022-го, после начала СВО, мы приняли решение о переоформлении 50% акций ПНТ с кипрской компании на Сергея, так как он декларировал компанию "МОБАЛКО" как свою и платил все эти годы налоги за неё в РФ как конечный бенефициар. В декабре 2022-го, когда стало ясно, что ему предстоит долгая реабилитация, он передал мне 50% акций ПНТ. Остальные 50% сейчас пока у кипрской компании "Туджунга", за которой раньше стояли дети покойного Скигина.
Как сейчас выстроена схема управления ПНТ?
— Все годы владения нашей семьёй ПНТ я пристально следила за работой терминала, помогала мужу принимать верные решения по управлению активом, особенно после покушения.
В феврале 2022 года мы поняли, что пора возвращаться к активному управлению бизнесом. После проведённого аудита в июне 2022-го его генеральный директор Валерий Хон почему-то в августе уволился по собственному желанию.
В августе 2022-го на годовом общем собрании меня избрали в состав совета директоров ПНТ, при этом Скигины голосовали за. В сентябре 2022-го новый состав совета директоров избрал меня председателем. Михаил и Евгений Скигины голосовали против и выставили кандидатуру Михаила Скигина, но все члены совета директоров проголосовали за меня, кроме его брата.
ПНТ — предприятие, имеющее по закону стратегическое значение для обеспечения безопасности России. Братья Скигины, если верить их интервью различным СМИ Петербурга, являются гражданами недружественной Германии. Мне кажется, что владельцы бизнесов в России должны полностью переходить под юрисдикцию России и вкладывать деньги здесь.
Председатель совета директоров ПНТ Елена Васильева
Однако дети покойного партнёра начали оспаривать ваши решения, начались суды...
— Да, оспаривается решение совета директоров от 23.05.2023, на котором были приняты решения о проведении годового общего собрания, об утверждении списка кандидатов в совет директоров, об утверждении аудитора, об избрании на постоянной основе дирекции общества, о направлении прибыли на реализацию проекта реконструкции. По заявлению Скигиных судья Арбитражного суда СПб и ЛО принял избыточные обеспечительные меры, которые сыграли роль в срыве годового собрания акционеров ПНТ, да ещё и в попутной отмене решения предыдущих советов директоров, по которым Скигины голосовали за.
Иски, предъявленные Скигиными, эти меры — они реально создали проблемы бизнесу: вопросы от банков, от партнёров, проблемы с кредитованием.
Сколько человек сейчас в совете директоров и кто они?
— Сейчас в совете директоров ПНТ шесть директоров: это я, генеральный директор, заместители генерального директора компании, которые в совете директоров более 10 лет, Скигины (Михаил и Евгений).
В иске фигурирует кипрская компания "Туджунга". На каком основании она требует отдать ваши акции ей?
— Никаких оснований для такого требования у "Туджунги" нет. Это техническая холдинговая компания, зарегистрированная на Кипре и управляемая, насколько мне известно, кипрскими директорами и лихтенштейнскими юристами, скорее всего номинальными, такой пережиток офшорных времён.
"Туджунга" подала иск в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Цитирую требование — перевести 50% акций ПНТ с Васильевой на "Туджунга". Ссылаются на преимущественное право покупки, но это абсурд, так как Сергей передал мне акции безвозмездно. Мы с Сергеем в браке 30 лет, и у нас трое детей, поэтому это явный абсурд — предполагать, что я купила акции у супруга.
У вас есть информация, что бенефициары "Туджунга" — Михаил, Евгений и Полина Скигины. Откуда такие данные?
— ПНТ в силу законодательства РФ обязано идентифицировать своих бенефициаров, поэтому есть документально подтверждённая информация по состоянию на май 2022-го, что Скигины — Михаил, Евгений и Полина — являлись косвенными владельцами акций ПНТ, об их долях участиях, структуре холдинговых компаний.
При этом Скигины, похоже, уклоняются от актуализации данной информации и не раскрывают сведения о своём владении акциями ПНТ.
По моей информации, Полина Скигина в 2021 году отказалась поддержать проект реконструкции ПНТ и заявила о желании выйти из бизнеса и продать акции. Поскольку ПНТ не мог получить банковский кредит на финансирование проекта реконструкции без одобрения проекта всеми владельцами, было принято решение выкупить акции Полины на баланс общества. Для этого банк согласовал ПНТ дополнительное финансирование в 2021 году. Часть суммы в качестве задатка для Полины была перечислена иностранной компании Михаила Скигина, которая должна была выступать в сделке как агент ПНТ. Но Михаил Скигин, вероятно, решил, что ему выгоднее не передавать акции обществу, а увеличить свою долю в бизнесе.
Однако он не учёл, что резидент недружественной страны, приобретая акции российских стратегических предприятий, должен получить на это согласование в правительстве РФ. Эта процедура публична, и что-то ни о каком согласовании сделки по продаже акций ПНТ гражданину Германии до сих пор не объявлялось.
Мы же настаиваем, что конечным приобретателем акций Полины является само АО "ПНТ" и уже общество на общем собрании акционеров должно решить дальнейшую судьбу пакета.
Наследники Скигина могут кому-то продать в России свой пакет акций?
— Мне звонили разные люди и говорили, что им предлагали пакет акций ПНТ. Хочу сразу заявить: такая сделка должна иметь одобрение со стороны семьи Васильевых. А к нам за одобрением никто не обращался.
Власти города согласовали вам проект реконструкции. В каком состоянии он находится?
— Решение о начале реконструкции ПНТ было общим решением всех владельцев. Оно давно назрело, даже перезрело. В 2007 году была разработана проектная документация, получены положительные заключения экспертиз, но до реализации дело так и не дошло. Было упущено время и возможности, и проект был возобновлён только через 10 лет. Стоит отдельно отметить, что в указанный период времени АО "ПНТ" было отключено от системы ПАО "Транснефть", по которой нефтепродукты доставлялись непосредственно на терминал в количестве около 2,5 млн тонн в год.
Также в указанный период было принято решение об отказе от территории в Усть-Луге, где предполагалось строительство дополнительных перевалочных мощностей АО "ПНТ". Сложно переоценить значимость и ценность обоих отмеченных инфраструктурных проектов в случае их сохранения и развития. Поэтому начало инвестиций в реконструкцию старой части в 2021-м — это во многом вынужденное и запоздалое решение.
На сегодня объём инвестиций 1-го этапа проекта, включая компенсирующие мероприятия, оценивается в 9,7 млрд рублей (без НДС), при этом освоено в 2020-2022 годах 3,2 млрд рублей. Мы не смогли привлечь внешнее финансирование, хоть и имеем кредитную линию, поскольку не имели корпоративного одобрения от компании "Туджунга" на реализацию проекта и залог акций, что является условием получения кредита. ПНТ самостоятельно финансирует стройку.
На территории ПНТ
Какие планы по развитию терминала?
— Реконструкция идёт полным ходом, все текущие проблемы решаются, стройка идёт по графику, планируем ввести первый этап в начале 2025-го. Мы намерены запустить первый этап (резервный парк 1 и новую эстакаду) в начале 2025 года, ведём сейчас проектирование второго этапа и думаем над концепцией третьего. ПНТ самостоятельно управляет стройкой: проектированием, строительством, закупками, качеством, финансами.
Бюджет инвестиций на этот год — 3,3 млрд рублей, пока были вынуждены обходиться своими средствами, но есть и кредитная линия. По моей оценке, никаких средств семья Скигиных не вкладывала и ничего им возмещать не требуется.
Более того, своими исками они блокировали проведение годового собрания ПНТ по итогам 2022 года, где мы планировали принять решение о направлении прибыли на стройку.
У большинства стивидоров петербургского порта на фоне СВО обрушились объёмы. Как на ПНТ отражаются новые санкции и эмбарго на экспорт нефти?
— В конце 2022-го мы ввели в эксплуатацию мощности для перевалки новых наливных грузов, на которые не распространяется эмбарго, и последовательно увеличиваем долю перевалки данных грузов. Заключены новые контракты с новыми партнёрами, в том числе долгосрочные. Это — успех нашей команды и новый этап для бизнеса. Тем самым мы сохранили и чуть увеличили общий грузооборот и приобрели новых стратегических партнёров, отношениями с которыми очень дорожим.
Что касается перевалки традиционных нефтепродуктов, то мы приняли и реализовали решение о создании компании — оператора АО "ПНТ-Сервис" — с тем, чтобы начать самостоятельно управлять процессом загрузки терминала.
Данное решение сразу привело к загрузке терминала компании АО "ПНТ-Сервис", увеличение тарифов АО "ПНТ" на 30% сразу увеличило прибыль терминала в первом полугодии 2023 года на 42%. В цифрах это выглядит так: в первом полугодии 2022 года было 1461 млн рублей, в первом полугодии 2023-го уже 2077 млн рублей. Итого впечатляющий рост на 42%.
Последний год показал, что ПНТ при новом руководстве и смене управленческих подходов будет развиваться и дальше такими быстрыми темпами. Мы выбрали правильную стратегию работы с клиентами в новых условиях. И когда внешние рынки станут для нас более доступными и к нам вернутся старые клиенты, мы уже будем готовы наращивать объёмы отгрузок и выйдем на новые рекорды по оборотам и прибыли.