25 июля вступают в силу нормативные документы, внедряющие электронное урегулирование убытков по ОСАГО. Заявления на выплаты можно будет подавать удалённо.
Как подтвердили "ДП" в Банке России, с сегодняшнего дня будут действовать порядок и сроки обмена документами в рамках электронного урегулирования. В Российском союзе автостраховщиков (РСА) пояснили, что автовладельцы смогут направлять заявления о прямом возмещении убытков, а также все необходимые документы в электронном виде через портал "Госуслуги", если оформление ДТП осуществлялось без участия сотрудников полиции (по европротоколу).
На "Госуслугах" также формируется заявление о возмещении убытка и другие документы, предусмотренные правилами ОСАГО. Для отправки документов необходимо установить на мобильный телефон приложение "Госключ", позволяющее получить сертификат электронной подписи.
Данные по автомобилю и его владельцу автоматически подтягиваются из профиля гражданина. Если каких–то документов нет в списке, автовладельца уведомляют, что ещё нужно приложить для урегулирования убытков.
Запуск услуги электронного урегулирования убытков ОСАГО через "Госуслуги" обязателен для всех страховщиков. При этом сохраняется и возможность оформления выплат по ОСАГО традиционным способом, с посещением офиса страховой компании.
Страховщики также могут предоставлять онлайн–сервис у себя на сайте либо в мобильном приложении, но пока в добровольном порядке. С начала 2025 года электронное урегулирование убытков по ОСАГО станет обязательным: все страховые компании должны будут реализовать, помимо "Госуслуг", еще приём заявлений через сайт или мобильное приложение. У клиента останется право выбора — обращаться к страховщику старым способом, напрямую, или же дистанционно, через портал "Госуслуги".
Новый алгоритм
По стандартной схеме клиенты в основном звонили по телефону в контакт–центр страховой компании, чтобы заявить страховой случай по ОСАГО, либо обращались лично в офис, а также присылали документы почтой, говорит заместитель генерального директора компании "Абсолют Страхование" Игорь Люкин.
После обращения пострадавшего в ДТП в страховую компанию у него принимали полный пакет документов, включая заявление о страховом случае, и назначали осмотр повреждённого транспортного средства. С 25 июля страхователь может в удобное для него время, не подстраиваясь под график страховщика, самостоятельно подавать заявление и документы через "Госуслуги". Страховая компания после этого должна зарегистрировать страховое событие и назначить осмотр повреждённого транспортного средства.
Всё взаимодействие со страховщиком теперь будет происходить в режиме онлайн. Это организация осмотра, направление его результатов и независимой экспертизы (если она проводится), выдача направления на ремонт, заключение соглашения об урегулировании убытка и т. д., добавляет заместитель директора департамента безопасности страховой компании "Согласие" Святослав Афанасьев.
Статусы движения заявления можно отслеживать в личном кабинете на "Госуслугах", в личном кабинете на сайте или в мобильном приложении страховой компании. О статусе заявления сообщается и по электронной почте, которую страхователь указал при оформлении ОСАГО.
"Рассмотрение страхового случая осуществляет конкретная компания, а не портал ”Госуслуги”, а для этого страховщику надо получить документы и информацию, рассмотреть их в соответствии с процедурами и сообщить о результатах клиенту. ”Госуслуги” выступают здесь как один из каналов получения обращений клиентов, и поэтому необходимо подключение к порталу", — объясняют в "Росгосстрахе".