Выход России из зерновой сделки не оставит нуждающиеся страны без пшеницы, заявила директор департамента аналитики Российского зернового союза (РЗС) Елена Тюрина.
У РФ есть возможности для того, чтобы заместить странам, которые нуждаются в пшенице, всё украинское зерно. Это не новое для России направление: поставки уже идут, более того, они растут с прошлого года.
Министерство сельского хозяйства США прогнозирует снижение экспортного потенциала Украины по пшенице на 37,5% в 2023–2024 сельхозгоду. Это порядка 10,5 млн тонн. Эти 10 млн тонн с высокой долей вероятности не смогут выйти на мировой рынок после завершения зерновой сделки.
Такое количество "мы спокойно заместим — особенно на фоне нашего экспорта в прошлом сезоне и оценок потенциала текущего, учитывая большие переходящие остатки", — сказала Елена Тюрина РИА Новости.
В ушедшем сезоне Россия уже поставляла зерно в значительных объёмах тем странам, куда раньше поставляла Украина. К примеру, в 5,8 раз выросли поставки пшеницы в Бангладеш, в 4,4 раза — в Кению, в 6,4 раза — в Йемен, в 14 раз — в Тунис. При этом цены ниже тех, что предлагает Европа, в прошлом сезоне дисконт был $10–15 за тонну.
Пшеница — ключевая экспортная культура России. Доля её в экспорте зерновых и зернобобовых — 86%, при этом на мировом рынке вся доля РФ — 22%.
По оценкам Минсельхоза РФ, урожай зерна в России в 2023 году составит 123 млн тонн, из них пшеницы — 78 млн тонн. Прогноз может быть пересмотрен в сторону повышения. Экспортный потенциал в новом сельхозгоду, который длится с 1 июля 2023 по 30 июня 2024 года — 55 млн тонн.
Накануне стало известно, что Евросоюз обсуждает с Киевом альтернативные черноморскому маршруту пути вывоза зерна после прекращения действия зерновой сделки, в том числе через порты Прибалтики. Литва предложила использовать балтийские порты для экспорта украинского зерна, уточняя, что они могут ежегодно перевозить 25 млн тонн зерна.
Гендиректор Клайпедского порта Альгис Латакас ранее в июле заявлял, что главный порт Литвы может перевалить 10 млн тонн украинского зерна, хотя логистика доставки груза на побережье Балтийского моря остаётся сложной. Актуальная пропускная способность порта Клайпеды составляет 10–15 млн тонн зерна.
На прошлой неделе, на фоне роста цен на мировых рынках, российская пшеница подорожала с $230 до более чем $240 за тонну, цена может вырасти ещё на $10–20, допустил директор "Совэкона" Андрей Сизов. Мировые цены среагировали на атаки дронов на дунайские порты Рени и Измаил, что повлекло повреждение ряда зерновых складов.