Обстоятельства прошлого года, казалось бы, должны были привести к оскудению зарубежного сериального контента. Но ощутимого падения не случилось, и все главные проекты зимы, весны и начала лета российские зрители смогли посмотреть вместе с остальным миром.
Сюжеты о том, как будут развиваться события и что произойдёт с человечеством в случае глобальной катастрофы, которая охватит весь мир, становились популярными в пиковые исторические времена. Именно такой проект и открыл сезон, став одним из самых резонансных и обсуждаемых. Причём не только среди фанатов.
Post–Apocalypse now
Речь о сериале "Одни из нас" (The Last of Us) — одном из самых долгожданных. Сюжет помещается в постапокалиптический мир, обитатели которого заражены грибом-паразитом с красивым названием кордицепс. Прежде он упражнялся на насекомых, но смог адаптироваться и к человеческому организму. Последствия фатальны: воля заражённого полностью подавляется и контролируется грибом, а также меняется его внешность. Сериал, что уже не редкость для индустрии, поставлен по популярнейшей видеоигре, а в итоге профит вышел всем: телеканалу HBO, создателям игры и актёрам, прежде всего Педро Паскалю и Белле Рамзи. Надо ли говорить, что "Одни из нас" немедленно продлили на второй сезон и подумывают о третьем.
Постапокалиптический посыл уверенно поддержал сериал "Укрытие" (Silo) Мортена Тильдума с Ребеккой Фергюссон в главной роли. Почти полтора века назад по неясной, но серьёзной причине человечество переместилось жить под землю, на глубину в несколько сотен этажей. На земную поверхность выход если и возможен, то без обратного билета. Невидимая жёсткая иерархическая система бункерной жизни даёт сбой, когда одна из обитательниц начинает сомневаться в верности действий руководства. А дальше, как водится, появляются те, кто хочет разобраться в происходящем, уверены, что многому должны найтись объяснения, и подспудно расшатывают доверие к настоящей власти. "Укрытие" тоже продлили на следующий сезон, что ожидаемо, ведь снимают его по серии книг Хью Хауи.
Суть человеческая
В центре нескольких значимых проектов оказались межчеловеческие, межнациональные и межгендерные отношения и связи. "Терапия" (Shrinking) рассказывает историю отношений психотерапевта (Джейсон Сигел) со своим наставником (Харрисон Форд), по которому уже плачет деменция, и с пациентами, которым герой начал говорить всё, что о них думает на самом деле.
"Грызня" (Beef) начинается с банального эпизода — машины разнорабочего (Стивен Ян) и мелкой бизнесвумен (Али Вонг) сталкиваются на парковке. Но этот пустяк приводит к эскалации мести, которая от серии к серии становится всё изобретательнее и всё чаще грозит необратимыми последствиями. Этот сериал — продукт независимой студии А24, триумфально собравшей все главные "Оскары" на последней церемонии. Теперь, вероятно, её ждёт россыпь если не наград, то номинаций на "Эмми" и "Золотой глобус". "Грызня", выглядящая чёрной комедией, на поверку оказывается куда как глубже: авторы здесь исследуют национальные и личные травмы, то, как попытки выглядеть лучшей версией себя приводят к внутренней коррозии, и как общество по умолчанию лицемерно поощряет одни качества и порицает другие.
А вот режиссёры сериала "Любовь и смерть" (Love and Death) Кларк Джонсон и Лесли Линка Глаттер забрались в глубины женского сознания, пытаясь разобраться в причинах реального жестокого убийства: однажды благовоспитанная религиозная домохозяйка Кэнди Монтгомери съехала с катушек (или нет?) и зарубила топором жену своего любовника. Сценарист Дэвид Э. Келли написал свою версию известного сюжета, а на главные роли позвали Элизабет Олсен, Джесси Племонса и Лили Рэйб.
Окончание следует
12 июня в Лос-Анджелесе объявили номинантов на главную телевизионную премию США "Эмми". Одним из лидеров стал финальный, четвёртый сезон "Наследников" (14 номинаций), восемь номинаций у последнего, третьего сезона "Теда Лассо" и четыре — у завершающего, пятого сезона "Удивительной миссис Мейзел".
Поначалу "Наследники" (Succession) выглядели как эксперимент с известной темой и сюжетом, не раз экранизированными, но успех первого сезона дал понять, что опыт оказался удачным, и сериал продолжил уверенно набирать ход. История семейства Рой, владеющего медиаконгломератом "Уэйстар Ройко", рассказывается как история баснословно, космически богатых людей, но абсолютно, тотально, безнадёжно несчастных. И ничто не способно это несчастье исправить, поскольку однажды случившееся нарушение произошло на базовом уровне — семейном. Впрочем, они такие не единственные — вокруг центральных героев не менее дисфункциональные личности, тоже пытающиеся приладить себя в этом мире. Четвёртый сезон реабилитировал предыдущие два, сдержанно оценённые критиками, весь пазл наконец укомплектовали, а развязка сериала ошарашила как мало какая другая.
"Тед Лассо" (Ted Lasso) очаровал всех в период пандемии, моментально набрав очки и завоевав даже самую стойкую аудиторию добродушием и оптимизмом, которые буквально лились с экрана. Второй сезон прошёл с ещё большим успехом, а на третьем создатели решили закончить историю незлобивого футбольного тренера — и сдержали слово. Спорт в этом сериале становится моделью реальности, в которой есть место всему — плохому и хорошему, печали и радости, гневу и спокойствию. А Тед Лассо (Джейсон Судейкис) оказывается проводником в этом мире и возложенную на него миссию исполняет со всей возможной добротой и эмпатией к окружающим, даже самым отталкивающим и неприятным.
Финальные эпизоды заставили пролить не одну слезу и пережить настоящий катарсис: не исключено, что именно такого эффекта авторы и добивались.
Этой весной поставлена точка и в истории молодой домохозяйки из Верхнего Вест-Сайда — главной героини сериала "Удивительная миссис Мейзел" (The Marvelous Mrs. Maisel). Поводом к участию Мириам "Мидж" Мейзел (Рэйчел Броснахан) в стендап-вечеринке стала измена мужа, и дальше только оставалось наблюдать за перипетиями восхождения героини к славе и признанию.
Что только ей не приходилось делать на этом пути: управлять подпольным клубом, импровизировать острые и даже неприличные с точки зрения общественности шутки, раздеваться прямо перед микрофоном, но главное — пробиваться в мужской и, как следствие, сексистской и шовинистской реальности, битком набитой стереотипными установками в отношении женщин. Действие фильма начинается в конце 1950-х в Нью-Йорке, но чем дальше, тем лучше понимаешь — впереди по-прежнему ещё тонны работы по устранению шаблонных представлений и оценок, касающихся женщин, их места и роли в этом мире.
P.S. 2 мая этого года Гильдия сценаристов Америки (WGA) начала бессрочную забастовку. 14 июля к ней присоединилась Гильдия киноактёров США (SAG-AFTRA), а это значит, что индустрия встала на долгую паузу и продолжения популярных сериалов, как и новые проекты, мы сможем увидеть в лучшем случае в следующем году.