Расходы бюджета–2024 пытаются раздуть задолго до его внесения в ЗакС Петербурга

Парламентские фракции готовятся к "нулевым" чтениям проекта городского бюджета на 2024–2026 годы. Они представили финансовому блоку Смольного на закрытом заседании свои предложения на сумму свыше 100 млрд рублей, или 10% всех планируемых расходов.

За последние годы в Петербурге прижилась практика "нулевых" чтений бюджета. Они неформальные и не прописаны в законодательстве, но дают возможность исполнительной власти почувствовать настроения в Законодательном собрании, понять, какие расходы та или иная фракция считает приоритетными. Эти чтения обычно проходят в конце августа, то есть за полтора месяца до официального внесения губернатором закона о бюджете. Так случится и на сей раз, подтвердил в конце прошлой недели вице–губернатор Алексей Корабельников.

Шушары требуют внимания

Глава фракции "Единая Россия" Павел Крупник сообщил, что его партия традиционно держит в приоритете социальное направление. Поэтому фракция будет лоббировать инициативы, связанные с ремонтом и строительством объектов социальной инфраструктуры — школ, больниц, детских садов. По мнению депутата, это позволит устранить существующий в городе дефицит в этой сфере. Отдельным предложением будут оформлены просьбы жителей, так как часть депутатов "Единой России" сейчас работает на своих избирательных участках.
"Важно сохранить ту четверть бюджета, которую мы сейчас тратим на развитие города. Очень ёмкая составляющая — инфраструктурные проекты. Это развитие транспортной системы, строительство дорог, развитие метрополитена, наши совместные проекты с Ленинградской областью", — поделился с "ДП" Павел Крупник.
Но первой фракцией, открыто опубликовавшей свои предложения, стала "Справедливая Россия — Патриоты — За правду" (СРЗП). Совокупная стоимость этих предложений — 66 млрд рублей (для сравнения: расходы бюджета–2023 запланированы в объёме 1,2 трлн). Пакет "нулевых" поправок от СРЗП оказался самым дорогостоящим. Как сообщила руководитель фракции Марина Шишкина, пакет состоит из адресных инициатив депутатов, необходимости обеспечить финансирование ранее внесённых СРЗП законопроектов, затрат на расширение социальных программ. Он направлен также на решение градостроительных проблем, сдерживание роста тарифов на услуги ЖКХ и общественный транспорт.
В частности, СРЗП предлагает предусмотреть финансирование работ по очистке озера Разлив и по благоустройству Южно–Приморского парка, запланировать дополнительные расходы на реконструкцию изношенных теплосетей и настаивает на приоритетном финансировании решения транспортной проблемы микрорайона Шушары (строительство съезда с Московского шоссе на Школьную улицу, строительство продолжения Новгородского проспекта).
В последнем с предложениями СРЗП согласны во фракции "Новые люди". Её лидер Дмитрий Павлов возглавляет рабочую группу в Законодательном собрании по вопросам транспортной доступности микрорайона, куда входят активисты и муниципальные депутаты. "Мы неоднократно встречались, обсуждали все проблемы и выделили две основные: второй въезд в Шушары и строительство дороги к нескольким объектам. Это Окуловская улица. На транспортную инфраструктуру Шушар и так выделяется большое финансирование — 25 млрд рублей за 3 года. Но вот эти две проблемы не учтены. Будем стараться это исправлять", — рассказал "ДП" депутат.
По его словам, фракция также выступит с предложениями о создании дополнительных программ развития туризма и спорта, с пакетом мер поддержки для инвесторов и донесёт до Смольного ряд просьб от районных администраций.

Новый алгоритм

В этом году коммуникация финансового блока Смольного с депутатами выстроена по несколько иному алгоритму. Фракциям предлагается сформировать пакет предложений и предоставить его комитету финансов Петербурга ещё до начала "нулевых" чтений. Как сообщили "ДП" в пресс–службе комитета, такой формат, впрочем, не исключает возможности подачи предложений депутатами самостоятельно.
Глава фракции "Яблоко" Александр Шишлов говорит, что работа над бюджетом в этом году началась в конце июня, когда руководители фракций встретились с вице–губернатором Алексеем Корабельниковым. По словам Шишлова, тогда и было решено изменить алгоритм взаимодействия: депутаты согласились предоставить принципиальные поправки в бюджет ещё до "нулевых" чтений, поскольку на них много времени занимает обсуждение предложений отраслевых комитетов Смольного и районных администраций.
"Яблоко" настаивает, чтобы расходы городского бюджета на единовременные выплаты контрактникам, проведение восстановительных работ в Мариуполе и пр. производились только в соответствии с конкретными статьями бюджета, а не из резервного фонда правительства Санкт–Петербурга, как это происходит сейчас. Также фракция настаивает на сокращении самого резервного фонда, который сейчас составляет 50 млрд рублей (самый большой объём в истории Петербурга).
"Размер резервного фонда нам представляется завышенным. Сейчас он составляет около 5% бюджета, мы предлагаем сократить его до 3%, что высвободит примерно 20 млрд рублей для увеличения финансирования таких важных для жителей, но дорогостоящих программ, как строительство Калининско–Красносельской линии метро, оказание высокотехнологичной медицинской помощи, приобретение жилья очередникам, не имеющим льгот и ожидающим его уже 40 лет, замена и ремонт лифтов в жилых домах", — поясняет Александр Шишлов.

Популизм не пройдёт

Глава фракции КПРФ Роман Кононенко сообщил, что предложения коммунистов "тянут" на 15,7 млрд рублей. КПРФ настаивает, в частности, на установлении дополнительных социальных гарантий для детей войны. Речь идёт о ежемесячных денежных выплатах и ежегодных (к Дню Победы и Дню полного освобождения Ленинграда от блокады). Помимо этого коммунисты предлагают компенсировать 50% расходов на оплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах.
"Также мы предлагаем поддержать малый бизнес, учреждения образования и здравоохранения. Увы, уровень материального обеспечения в школах и больницах далёк от мирового и зачастую не соответствует тому, как должны быть обеспечены подобные учреждения в Северной столице нашей страны", — говорит Роман Кононенко.
Глава фракции ЛДПР и вице–спикер Законодательного собрания Павел Иткин сообщил, что его фракция при подготовке предложений к бюджету сконцентрировалась на трёх направлениях — ЖКХ, социальной сфере и благоустройстве. Предложения фракции он оценивает в несколько миллиардов рублей. Депутат уточнил, что пока все инициативы носят предварительный характер, поэтому говорить о точных суммах рано. Так, партия планирует поддержать рублём некоммерческие организации, которые в этом году продемонстрировали свою эффективность. Кроме того, в ЛДПР обнаружили проблему некачественной уборки платных парковок (особенно в зимнее время) и собираются лоббировать оптимизацию жилищных программ.
"Мы не приветствуем популистские заявления в стиле “давайте дадим жилищному комитету дополнительные деньги на программу расселения”. За любым таким траншем должна стоять проработанная программа, чёткое понимание количества очередников и что необходимо сделать. У нашей фракции поправки не популистские, а рабочие", — подчёркивает вице–спикер ЗакСа.
Стартовала активная фаза подготовки проекта городского бюджета: все отраслевые и территориальные городские структуры формируют соответствующие заявки. К этой работе подключились и депутаты. Совместно с председателем бюджетно–финансового комитета Денисом Четырбоком и председателем комитета финансов Светланой Енилиной провели ряд встреч с представителями "Единой России" и других фракций Законодательного собрания. Предложений много. Большинство — по социально значимым направлениям. Взяли их в проработку. Уверен, что новый формат взаимодействия позволит детальнее проработать все инициативы, повысить эффективность бюджетных решений, обеспечить качественное исполнение поручений президента.
Алексей Корабельников
вице–губернатор Санкт–Петербурга
Согласование бюджета идёт не только с депутатами. Предложение дополнительно израсходовать 100 млрд рублей (10% всех расходов бюджета) выглядит радикально, и представить, что город легко выделит эти деньги, нереально. Но речь может идти о включении каких–то предложений в существующие статьи бюджета — и в Адресную инвестиционную программу (АИП), и в программы социальной поддержки, образования. То есть предложения депутатов могут быть учтены внутри уже существующих статей. Но принципиально 10% бюджета отправить на пожелания фракций нереально. Ситуация в стране и в городе непростая. На федеральном уровне приняты решения о секвестре бюджета на 10% по незащищённым статьям. Не избежать сложностей и на региональном уровне. "Резать" АИП крайне опасно, и серьёзных изменений в неё, скорее всего, вноситься не будет. Когда мы говорим о дополнительном финансировании, надо понимать, какие статьи будут урезаны и за счёт чего будут увеличены "хотелки". Или пусть фракции предлагают, за счёт чего увеличить доходы. Например, инициируют новые налоги.
Дмитрий Солонников
директор Института современного государственного развития
Текущий бюджет Петербурга исполняется по графику 2019 года, последнего докризисного, — без резких падений и аномальных всплесков, характерных для последних 3 лет. Долгожданная стабильность создаёт основу для разработки сбалансированного бюджета, спокойного обсуждения с горожанами, оценки предложений депутатов. Есть опасения, что возможность может быть упущена. На сайте ЗакСа нет раздела, посвящённого бюджету–2024. "Нулевые" чтения за закрытыми дверями могут принести городу нулевой результат. А ведь бюджет — отличный шанс для политических сил заявить о приоритетах перед выборами губернатора. Отчасти это сделали только "Новые люди" — предложениями по поддержке бизнеса. Осторожность парламентариев по интеграции своих предложений в АИП я объясняю явным дисбалансом в исполнении программы текущего года. По данным комитета финансов, хорошо исполняются небольшие по объёму статьи. Например, статья "Правопорядок и безопасность" (2 млрд рублей) исполнена на 120%. А фундаментальные разделы АИП сильно в этом плане отстают: расходы на экономическое развитие городских территорий (30 млрд рублей) осуществлены лишь на 8%, на развитие транспортной системы (65,2 млрд) — только на 4%. Возможно, депутаты не надеются, что их поправки в АИП будут реально исполнены.
Кирилл Страхов
президент Фонда развития городского самоуправления "1870"