Реформа такси позволит самозанятым напрямую работать с агрегаторами и не платить комиссию посредникам. Но требования для получения лицензии могут не облегчить работу, а только увести отрасль "в тень".
Ровно через месяц, с 1 сентября, вступает в силу федеральный закон № 580 от 29 декабря 2022 года, трансформирующий систему государственного регулирования рынка такси в России. Ключевым изменением станет предоставление самозанятым гражданам права получать разрешение на перевозку пассажиров.
По ныне действующим нормам такой возможностью обладают только индивидуальные предприниматели и юридические лица. Гражданам, чтобы заняться извозом, приходится работать через них. С сентября это промежуточное звено окажется необязательным. Самозанятые смогут не отдавать комиссию посредникам и станут напрямую платить налоги.
Остаётся надеяться на себя
В реальности, однако, всё оказывается не так просто, так как на них лягут и новые обязанности. Один из главных факторов, который, вероятно, помешает многим получить лицензию, — необходимость оформления ОСАГО для такси.
Формально и сейчас перевозчики должны обладать страховкой со специальной отметкой. Но для получения лицензии её предоставлять не требуется. На практике можно выйти на линию с обычным полисом для физлица, рискуя, конечно, столкнуться с претензиями со стороны страховщика в случае ДТП.
Новое законодательство предполагает создание трёх реестров — перевозчиков, автомобилей и служб такси. Чтобы получить лицензию перевозчика, потребуется предоставить выписку, подтверждающую включение транспортного средства заявителя в соответствующий список. Но без ОСАГО для такси машина в этот перечень не попадёт. Таким образом, выехать на дорогу без документа возможности не останется.
Но уже сейчас цены на договоры взлетели до небес, заявляет исполнительный директор ассоциации "Национальный совет такси" Наталия Лозинская. "По некоторым регионам стоимость достигает 140 тыс. рублей. Таксисты же начали “голосовать ногами” и либо вообще не оформляют эти договоры, либо заключают как физические лица. Теперь этот документ становится необходим, а проблема с его ценой не решена", — объясняет эксперт.
Положения закона сложно реализовать, особенно в удалённых регионах, рассказывают в пресс–службе "Ситимобил". "Страховые компании препятствуют лёгкому и законному получению ОСАГО для такси. Те водители, которые всё–таки смогли застраховать авто, столкнулись с крупными расходами — от 50 тыс. до 100 тыс. рублей в зависимости от марки и модели, прописки водителя", — сообщают в компании.
Вдобавок через год, с 1 сентября 2024–го, для легковых такси станет необходимо дополнительно оформлять полисы обязательного страхования гражданской ответственности перевозчиков (ОСГОП). По ним выплаты пострадавшим в ДТП пассажирам предусмотрены в пределах 2 млн рублей, тогда как потолок для ОСАГО — 500 тыс. "Нас заверяют, что это будет стоить не больше 5 тыс. рублей в год, хотя при текущих ценах на ОСАГО это тоже много", — считает Наталия Лозинская.
С заботой о здоровье
Помимо этого самозанятых водителей никто не освобождает от необходимости проходить пред– и послерейсовые медицинские осмотры и контроль технического состояния транспорта. Здесь вопрос безопасности пассажиров вступает в противоречие с самой идеей частного извоза — возможностью подбирать заказы по своему усмотрению в любое время.
Скорее всего, самозанятые в итоге окажутся "прикреплены" к какому–то из таксопарков, где будут проходить медкомиссию, полагает руководитель отдела рекламы и маркетинга "Такси 068" Максим Иванченко. "Почти во всех крупных парках имеется собственный врач. Если у маленькой компании медработника нет, то её сотрудники приезжают и за небольшую сумму проходят осмотр", — рассказывает он.
В действительности многие шофёры, работающие сами на себя, вовсе не проходят никаких комиссий. В 2019 году "Российская газета" сообщала, что даже в Москве найти таксопарк с медиком в штате, который каждый день проверял бы водителей, оказывается нетривиальной задачей. Частникам проще купить набор проштампованных путевых листов. Компаний, предоставляющих такие услуги, предостаточно.
Выйти на рейс в Петербурге легко можно безо всяких формальностей, убедился корреспондент "ДП", которому по первому же объявлению в интернете согласились предоставить готовые путевые листы на 30 дней всего за 500 рублей.
Что замотивирует самозанятых тратить время и порядка 150 рублей за осмотр для каждого выхода на линию вместо покупки такого "абонемента", сказать трудно.
Конец разнообразию
Часть вопросов реформы российские власти отдали на откуп регионам. Так, в Петербурге утвердили единый облик такси — основной белый цвет со светоотражающей жёлтой полосой по всему боку кузова. Кроме того, в городе постепенно будут ужесточать требования к экологическому классу машин (в федеральном законе этого требования нет). С 1 сентября лицензии смогут получить только авто с классом не ниже Euro–3, через год — от Euro–4, а с сентября 2026 года — только от Euro–5 и выше.
При этом описанную в федеральном законе процедуру аттестации водителей на знание расположения на территории региона объектов транспортной инфраструктуры, памятников культуры, медицинских организаций и других объектов в Петербурге проводить не будут, сообщили "ДП" в комитете по транспорту города.
Отметим, что уже действующие лицензии на перевозку после 1 сентября отзывать не будут. Но после истечения их срока переоформлять документы придётся по новым правилам.