Серьёзная нехватка водителей-дальнобойщиков осложняет жизнь логистических компаний в России. О ситуации рассказал заместитель директора транспортно-логической компании ПЭК Вадим Филатов "Ведомостям".
Порядка 60 тыс. водителей не хватает сейчас транспортным компаниям. В самой крупной фирме дефицит составил порядка 5% от штатного количества водителей большегрузов.
Нехватка водителей грузовиков массой больше 3,5 тонн — катастрофическая: в крупных компаниях подсчитали, что дефицит за пять лет вырос с 15 до 21%.
Причин создавшегося положения много. В том числе, снижение числа автошкол, где готовят водителей грузовых автомобилей — это произошло ещё после распада СССР и отзывается сейчас. Кроме того, сама профессия была исключена из системы среднего образования, её престиж понизился.
"Молодёжь всё реже садится за руль грузовика из-за условий труда: водитель проводит в рейсе большую часть месяца, вдали от семьи и близких", — полагает Филатов.
Кадровый дефицит захватил и промышленность, дойдя до рекордной отметки в 42%. Таким жёстким дефицит кадров не был в российских промышленных предприятиях с 1996 года. Переизбыток кадров в июле коснулся только 2% предприятий.
Проблема усиливается с января 2022 года, когда шло восстановление экономики после ковидных ограничений: тогда четверти предприятий недоставало работников. Дальнейшую глубину кадрового голода усилили санкции, приведшие к импортозамещению, и частичная мобилизация.
В конце июля Минтруда предложило ряд мер борьбы с кадровым голодом. В том числе, есть идея переобучать сотрудников для работы на предприятиях оборонно-промышленного комплекса, размещать вакансии на государственном портале "Работа в России" и субсидировать приём на работу безработных.