Продвижение фермерской продукции в торговые сети остаётся нетривиальной задачей.
Фермеры Ленинградской области стали всё чаще жаловаться на сокращение спроса на свою продукцию. Эксперты связывают это с несколькими факторами, в частности стагнацией доходов населения. Это приводит к тому, что потребители стараются постепенно переориентироваться на более дешёвое продовольствие. Тогда как стоимость фермерской продукции в среднем на 20% выше, чем "классических" продовольственных товаров в ретейле.
“
"Мы столкнулись с сокращением продаж. При этом цены стараемся держать на прошлогоднем уровне. В то же время затраты на покупку кормов, запчастей для техники, ветеринарные услуги выросли, в сумме это привело к снижению рентабельности", — поделилась с "ДП" представитель "Усадьбы Заречье" Ирина Руденко.
По словам экспертов, снижение спроса наиболее заметно в молочной продукции.
"Наблюдается падение на 15–17%. Фермерское молоко, как правило, востребовано в сегментах “средний плюс” и выше, среди покупателей 30–45 лет", — обращает внимание Марина Петрова, заместитель председателя комитета МТПП по развитию предпринимательства в АПК, генеральный директор "Petrova 5 Consulting".
Помимо сокращения платёжеспособной аудитории и сравнительно высокой цены у фермеров эксперты связывают снижение спроса с малой информированностью потенциальных покупателей о полезных свойствах и методах производства продукции. В случае с молоком всё чаще потребитель предпочитает его растительную альтернативу, что тоже негативно сказывается на продажах.
По мнению Натальи Давыденко, руководителя направления "Растениеводство и грибоводство" компании "Интерагро", культура потребления экологически чистых продуктов, производимых по традиционным старым технологиям фермерскими хозяйствами в России, в принципе находится в стадии формирования. "Происходит смешение понятий фермерской и экологической продукции для потребителя, а это не одно и то же. С моей точки зрения, фермер не может производить большой объём продукции, у него это должен быть штучный товар, изготовленный с применением ручного труда, старинных рецептов, выращенный на своей земле с учётом климатических условий региона производства", — добавляет она.
Однако среди участников рынка есть те, кто связывает снижение спроса на некоторые фермерские продукты с "естественным отбором".
“
"Возможно, основной пул фермерской продукции был переоценён или цена не соответствовала качеству. Если это так, неудивительно, что он как раз и выходит из оборота, — это ожидаемый рыночный процесс, потому что лишних денег у потребителя сейчас нет. Экономическая ситуация способствует тому, что люди начинают считать деньги и перестают бездумно их тратить. Это своего рода разумная экономия. Поэтому подобная ситуация, возможно, влияет на некоторых фермеров, которые строят ценовую политику из соображений “какую цену выставлю, за столько и купят”", — рассуждает собственник и генеральный директор ПХ "Лазаревское" Кристина Романовская.
Ещё одна острая тема для фермеров — интеграция продукции в торговые сети. Ретейлеры заявляют, что заинтересованы в сотрудничестве с малым бизнесом, однако на практике это реализуется в искажённом виде. "Я пыталась наладить сотрудничество с одним крупным ретейлером. Компания прислала мне договор для фермеров, где говорилось, например, что молочная продукция должна быть отправлена в распределительный центр к 7 часам утра, при этом у меня должны быть на неё ветеринарные справки на ту же дату, а также дата производства должна совпадать с датой отгрузки. На крупных производствах, как правило, есть своя сертифицированная ветслужба, и они могут соблюсти такие условия. Для фермера же это практически невозможно", — рассказывает Ирина Руденко.
Она добавляет, что в среднем срок проверки молока ветеринарными службами, куда его сдают фермеры, составляет 5 дней. По её мнению, подобное может говорить о том, что компания либо толкает поставщика на нарушения, чтобы впоследствии его оштрафовать, либо ставит невыполнимые условия, чтобы не сотрудничать с ним.
"Кстати, в сетях, где есть фермерские полки, в основном представлена продукция перерабатывающих промышленных предприятий или крупных агрохолдингов, а не реальных фермеров. При этом подаётся это как продажа именно фермерской продукции", — указывает Руденко.