Как выбрать застройщика: качество работ

Автор фото: Сергей Ермохин

Мало купить квартиру, надо её ещё принять у застройщика. Нюансы могут быть разные: от другого метража – купили квартиру 65 "квадратов", а она 70 – и заканчивая кривыми стенами и протекающими окнами.

Можно, конечно, порадоваться и принять как есть, но на фоне роста цен на стройматериалы дальнейший ремонт обойдётся очень дорого — исправлять недоделки придётся за свой счёт. Самый правильный совет — не экономить, а пригласить специалиста. Сегодня около 80% покупателей приходят принимать квартиры со специалистами организаций, которые проводят приёмку на профессиональном уровне, используя необходимые инструменты и приборы. Это позволяет оперативно выявлять замечания.
Чаще всего замечания покупателей квартир касаются мелочей: плохо открываются и закрываются створки окон, не работают отдельные розетки в помещениях. Серьёзных проблем, например, дефектов конструкций, практически не встречается. Если квартира с черновой или предчистовой отделкой, замечаний обычно меньше.
Каждый застройщик вправе самостоятельно регламентировать срок устранения замечаний, указанных клиентом. ФЗ "О защите прав потребителей" устанавливает максимальные временные ограничения — 45 дней. Срок, выделяемый на устранение недостатков, отсчитывается со дня получения застройщиком претензии. На практике на устранение замечаний уходит гораздо меньше времени — около 20 дней.
В случае задержки следует выяснить её причины. Многие виды работ на строительных объектах выполняются сторонними организациями (подрядчиками), которые, в свою очередь, зависят от производств, поставщиков, логистики, количества задействованных сотрудников, многих других факторов. И если где–то в этих технологических цепочках происходит сбой, не связанный напрямую с компанией–застройщиком, возникает неприятная ситуация с задержкой сроков. Конечно, покупателя этот факт не должен касаться, а компании нужно самой экстренно решить проблему.
Ряд работ, которые требуется провести для устранения тех или иных замечаний, зависит от природных факторов: температуры воздуха, осадков, ветра. Застройщик, не имея возможности влиять на погоду, вынужден ждать подходящих условий, что иногда приводит к задержкам регламентированных сроков.
Если застройщик не устранил дефекты в срок, собственник вправе требовать неустойку. Если недостаток существенный, неустойка составит 1% от стоимости жилья за каждый день просрочки (три с небольшим месяца задержки — и квартира ваша бесплатно!). Если несущественный, неустойка составит 1% от стоимости расходов для устранения дефектов за каждый день просрочки.
Можно ли сделать ремонт самому? По новым правилам покупатель должен дождаться, пока застройщик устранит недостатки. Если тот откажется или не сделает этого в установленный срок, собственник может устранить недочёты сам и потребовать соразмерно уменьшить стоимость квартиры.
Участники рынка отмечают, что со стороны покупателей иногда встречаются случаи потребительского экстремизма. Выражаются они в уклонении от приёма квартиры со ссылкой на замечания, не имеющие отношения к квартире или не ухудшающие её эксплуатационные свойства. Их основная цель — увеличить размер неустойки, признать объект непригодным и уменьшить стоимость жилья. Как правило, таким потребителям зачастую приходится передавать жилплощадь по одностороннему акту.
В остальных же случаях отказ от устранения неполадок не в интересах застройщика. Впрочем, как говорят участники рынка, сейчас случаев потребительского экстремизма стало меньше.
Раньше, пользуясь несовершенством законодательства и отсутствием опыта у застройщика, некоторые ушлые покупатели пытались "выцыганить" у него хоть что–то ещё. Но сейчас покупатели стараются быстрее принять квартиру и начать распоряжаться ею, поэтому смысла затягивать процесс приёмки нет.

Что проверить в первую очередь:

→ целостность входной двери и коробки, ручек, замка и глазка;
→ наличие трещин, щелей, влажных пятен на стенах и потолке;
→ измерить высоту потолка и убедиться, что она соответствует документам застройщика;
→ качество покраски, поклейки обоев и укладки напольного покрытия;
→ работу розеток, выключателей и патронов;
→ целостность стёкол, откосов, рам, подоконников и уплотнителей;
→ проверить, легко ли окна закрываются и открываются, как работают ручки;
→ с помощью зажигалки проверить отсутствие сквозняка при закрытом окне;
→ вентиляционные отверстия: проверить тягу с помощью зажигалки или листа бумаги;
→ электрощиток, наличие проводов под звонок;
→ канализацию и водоснабжение: трубы должны быть без повреждений и сухие, под трубами тоже не должно быть влаги;
→ целостность радиаторов: они должны быть установлены ровно и хорошо крепиться к стене;
→ температуру батарей, если покупатель принимает квартиру в отопительный сезон.


Существенные недостатки делают квартиру непригодной для проживания. К ним относятся:
  • длинные и глубокие трещины в полу, стенах или потолке;
  • неработающая вентиляция, например без тяги;
  • неработающее газовое оборудование;
  • неисправная электропроводка;
  • неработающая канализация или водопровод;
  • сломанные окна или входная дверь;
  • наличие сырости и плесени в квартире.