Как выбрать застройщика: клиентские сервисы

Автор фото: VOSTOCK PHOTO

В нынешних условиях купить квартиру можно, один раз кликнув в приложении. Но выбрать её гораздо сложнее. Как искать и на что надо обратить внимание, разбирался "ДП".

Времена, когда квартиры покупались ещё до установки на стройплощадке забора и получения застройщиком разрешения на строительство, а главным достоинством будущего жилого комплекса была цена на 20% ниже, чем по соседству, давно прошли. Теперь, спустя десяток лет, после многократных изменений в законодательстве и тысяч историй обманутых дольщиков покупатели наконец–то стали понимать, что "бесплатный сыр есть только в мышеловке". А подход к выбору недвижимости более обстоятельный.

Агрегаторы

Если вы ищете квартиру в определённой локации или нужно отсортировать предложения по сумме будущей покупки, то самым простым и эффективным на первом этапе может стать просмотр агрегаторов, где можно ограничить поиск любыми параметрами. Самые исчерпывающие базы сегодня — у ЦИАН, "Домклик" и "Яндекс.Недвижимости". Как правило, объявления и базы у них идентичны и значительной разницы, где именно выбирать, нет. Но лучше проверить интересующий район, запрашиваемую продавцом сумму на всех агрегаторах. Кроме того, существуют локальные или узкоспециализованные агрегаторы, например городские, по продаже исключительно новостроек или загородной недвижимости. Их также стоит посмотреть, если вы определились с сегментом и локацией.
После оценки "поля" в целом можно переходить к конкретным застройщикам, если вас интересуют новостройки. Сайт — лицо компании, и там должна быть вся информация о проекте, планировках, возможно, ценах (но, например, большая часть элитных объектов обозначают стартовую цену в комплексах либо предлагают отправить запрос). На сайте обязательно должны быть все разрешительные документы, график строительства, сейчас привычной стала практика выводить камеры с онлайн–трансляцией на стройку. Как правило, отзывы о компании на собственных ресурсах исключительно хвалебные, поэтому стоит посмотреть их в "Яндексе", но доверять на все 100% также не стоит (не забываем про SMM–маркетинг).
Кроме того, на многих сайтах или в отделе продаж можно с помощью VR / AR–технологий посмотреть готовую виртуальную модель здания или пройти виртуальный тур по будущей квартире. Исходниками для VR–туров служат архитектурные проекты, которые пропускают через игровые движки.

Звонки в отдел продаж

После пандемии практика онлайн–покупок даже таких крупных покупок, как квартира или дом, стала привычнее, но не лишним будет позвонить или заказать звонок на сайте от застройщика. Вопросы лучше сформулировать заранее, иначе вы рискуете узнать лучшие формулировки из рекламных буклетов о будущем жилье, но не получить исчерпывающую и полезную информацию.

Стройплощадка

Если вы уже выбрали несколько вариантов квартир, но не можете решить, какая же из них станет квартирой мечты, отправляйтесь на место строительства. Посмотрите окружение, саму стройку (из–за забора, но это тоже может быть полезно), насколько безопасно и комфортно вокруг, удобно ли добираться до места.
Кроме того, смотрим на то, сколько человек на стройплощадке, насколько активно ведётся работа, а также на грязь или чистоту вокруг объекта — всё это говорит о культуре работы в компании–застройщике.
Можно поговорить с менеджерами отдела продаж, которые чаще всего есть в представительстве компании на стройке.

Репутация компании

Оценив красивые картинки–рендеры, любой, кто задумался о покупке жилья, немедленно залезет в поиск и начнёт выяснять — что хорошего / плохого писали про застройщика, потом подключаются соцсети. Как строит? Сдаёт ли вовремя? Какое качество? Надёжен ли? Что о нём пишут?
Поэтому, как говорят участники рынка, сейчас репутация застройщика играет большую, а зачастую и решающую роль при выборе жилого комплекса. Более того, именно хорошая репутация позволяет девелоперу при почти одинаковых материалах продавать квартиры на 10–15% дороже, чем у конкурентов. А значит, потратив 1–2% на контроль за качеством и работу с репутацией, застройщик получит дополнительно 8–9% прибыли.
Классический пример: скандинавские компании в Петербурге — ЮИТ и Bonava — традиционно продают свои квартиры дороже. Почему? Считается, что они строят лучше и надёжнее. Так ли это? Если говорить честно, не всегда. Были и у них провалы со сроками и обоснованные претензии к качеству. Не много, но бывало. Однако миф есть миф. Или репутация.
Второй аспект — хорошая продаваемость. Квартиры у застройщика с репутацией бронируют ещё до начала продаж. Их ждут. А значит девелопер, только начав продавать, уже заполнит часть эскроу–счетов и снизит процентную ставку по кредиту. Кроме того, не надо забывать про правило "довольный клиент покупает дважды". Для рынка недвижимости, несмотря на стоимость жилья, повторные покупки не редкость. А значит лучше оставить о себе добрую память.
Пока в России не существует универсальных методик определения стоимости репутации девелопера, да и в целом непросто с переводом в денежное выражение любых нематериальных активов. Есть несколько подходов к оценке репутационного риска, обычно базирующихся на анализе паблицитного капитала — количества и качества информации, упоминаний о компании, проектах и персонах во всех возможных источниках.

Онлайн–сделка

В доковидные времена был один способ регистрации недвижимости — лично в отделении Росреестра или МФЦ "Мои документы", куда нужно было подать пакет документов и через несколько дней забрать обратно. Во время карантина застройщики и банки отработали дистанционный способ сделок: забронировать квартиру можно удалённо, все документы приходят и отправляются электронным способом.
Документы можно подать в электронном виде самому, загрузив их на сайт Росреестра. А ещё это можно сделать через банк или нотариуса. По электронной почте вам пришлют выписку из ЕГРН (Единого государственного реестра недвижимости), подтверждающую, что теперь вы собственник указанной недвижимости, а также договор купли–продажи с электронной квалифицированной подписью сотрудника Росреестра о передаче прав собственности. Если вы купили жильё в новостройке, подпись Росреестра будет стоять на договоре долевого участия.