Объединённую судостроительную корпорацию после передачи в управление банку ВТБ ждёт комплексный аудит, ревизия заключённых контрактов, смена менеджмента и продажа части активов, полагают эксперты.
На встрече с главой ВТБ Андреем Костиным президент РФ Владимир Путин озвучил решение, которое раньше не применялось к государственным корпорациям. ВТБ получил в управление Объединённую судостроительную корпорацию (ОСК) на 5 лет. Эта новость стала неожиданной и для самой ОСК, и для её заказчиков и контрагентов, говорят собеседники "ДП" в отрасли.
Получение в управление — не то же самое, что в собственность. Однако ВТБ берёт на себя обязательства по финансированию ОСК, а также все связанные с этим риски. С одной стороны, схема выглядит как попытка государства снять с бюджета бремя исполнения обязательств ОСК. С другой — доля государства в ВТБ составляет 61,8%, сообщал журналистам член правления банка Дмитрий Пьянов в начале лета после завершения допэмиссии. То есть так или иначе это обременение одного государственного кармана вместо другого.
Интересы Родины
Нотки недовольства руководством ОСК "сверху" публично прозвучали ровно год назад, 18 августа. Тогда президент проводил совещание по вопросам развития судостроительной промышленности и спросил у генерального директора ОСК Алексея Рахманова: "Алексей Львович, а чего контрактов–то убыточных назаключали?"
"Поскольку мы стараемся быть клиентоориентированными, в этом смысле слишком сильно пошли в сторону заказчиков, для того чтобы строить, сдавать суда, а после этого разбираться с деньгами, — ответил Алексей Рахманов. — Может быть, это неправильный подход — посыпаю голову пеплом, но мне всегда казалось, что сначала Родина, а потом, соответственно, уже наши финансы".
Владимир Путин обратил его внимание, что "интересы Родины напрямую связаны с финансовой дисциплиной". "И наоборот: нарушение финансовой дисциплины не соответствует интересам Родины", — добавил президент.
Позднее стало известно, что проводится финансовый аудит задолженности ОСК. Контракты на строительство гражданского флота не только не улучшили финансовое состояние верфей госкорпорации, но обернулись срывами сроков и растущими убытками. Чтобы не упустить заказ, верфи начинали строительство без твёрдой цены и качественной экспертизы, что привело к росту стоимости судов.
К весне 2023–го ОСК подготовила документы для новой докапитализации из бюджета. Видимо, вместо очередного транша (ОСК оценивала убытки группы по итогам 2022 года в 20 млрд рублей) она получила внешнее управление.
По мнению вице–премьера, главы Минпромторга РФ Дениса Мантурова, это "будет способствовать долгосрочной стабилизации финансового состояния" ОСК и "положительно отразится как на внутригрупповом взаимодействии, так и на работе с заказчиками и контрагентами" (цитата по Интерфаксу). Ожидается также, что под управлением ВТБ судостроительная корпорация выйдет в прибыль, в том числе за счёт того, что привлечёт внебюджетное финансирование. В ОСК отказались от комментариев.
Котировки улетели, но вернулись
Инвесторы отреагировали моментально. Объём торгов акциями ВТБ на Мосбирже после встречи Путина с Костиным взлетел в 6 раз, превысив 18 млрд рублей в день. Цена одной бумаги выросла на 8%. Впрочем, в последующие дни она скорректировалась и на вечер четверга, 17 августа, вернулась на прежний уровень начала августа — к 0,0269 рубля за бумагу. В феврале 2022–го акции торговались на уровне 0,0393 рубля.
При этом бумаги дочернего предприятия госкорпорации, ПАО "Выборгский судостроительный завод", которые также торгуются на бирже, показали более ощутимые результаты: объём торгов за день вырос в 19 раз, до 52 млн рублей, при росте стоимости одной акции в 1,4 раза, до 18,8 тыс. Вполне вероятно, интерес к ценным бумагам был сформирован частными инвесторами: ОСК не раскрывает финансовую отчётность с 2022 года. Оценить уровень её долгов или перспективных договоров стороннему инвестору невозможно.
Банкротная логика
Решение президента в определённой мере, хотя и выглядит неожиданным, абсолютно логично: компания несколько лет показывала значительный убыток, несмотря на солидную выручку, говорит эксперт в сфере антикризисного управления, руководитель направления реструктуризации и несостоятельности Nextons Санкт-Петербург Арутюн Саркисян.
"По сути речь идёт о внесудебной оздоровительной процедуре: управление передали другой компании без введения в ОСК процедуры несостоятельности в соответствии с законом о банкротстве. При этом представляется, что во всех действиях будет прослеживаться “банкротная логика” коллективного профессионального арбитражного управляющего", — говорит собеседник "ДП".
По его словам, команде из ВТБ предстоит, во–первых, заменить топ–менеджеров госкорпорации или ввести дополнительно своих, чтобы обеспечить контроль на всех ключевых постах и фактическое исполнение решений высшего руководства. "Мне представляется, что будет заменён весь менеджмент первого и второго уровня", — полагает Арутюн Саркисян.
Во–вторых, ВТБ предстоит провести комплексный аудит, оптимизацию затрат и ревизию контрактов группы ОСК с контрагентами, чтобы выявить неэффективные или "раздутые" затраты, добавляет эксперт. В–третьих, новой команде нужно переосмыслить план оздоровления госкорпорации и обеспечить его планомерное исполнение. По–прежнему требуют контроля и эффективного решения проблемы кадрового голода, бесперебойной поставки ключевых комплектующих и их импортозамещения.