Попытки заморозить стоимость техники в России вряд ли остановят рост цен

Автор фото: ТАСС

Заморозка цен на бытовую технику может стать эффективным средством пиара и позиционирования для бизнеса.

Ретейлеры начали замораживать цены на технику. Первыми на такой шаг пошли в "М.Видео–Эльдорадо". 17 августа в сети объявили, что на фоне колебаний курса рубля останавливают цены на 30 категорий товаров социально значимой техники на уровне июля. Сообщалось, что "заморозка" будет установлена на 2 месяца, после чего может быть продлена.
Программа реализуется компанией вместе с Минпромторгом и ФАС, под неё попали ноутбуки, мобильные телефоны, смартфоны и внешние аккумуляторы. В перечень также вошли холодильники и морозильники, газовые и электрические плиты, духовые шкафы, микроволновки, электрочайники, блендеры, миксеры, мясорубки, телевизоры, стиральные машины, пылесосы, утюги, климатическая техника, приборы для укладки волос и товары личной гигиены.

Добровольные обязательства

Стоит заметить, что в "М.Видео–Эльдорадо" уже совершали подобный ход — в марте 2022 года. Тогда цены зафиксировали на уровне февраля примерно на 140 моделей техники в 30 основных категориях. Как рассказали "ДП" в пресс–службе ретейлера, это один из инструментов, направленных на то, чтобы предложить покупателям "наиболее привлекательные ценовые условия на фоне колебаний валютных курсов, будь то покупки перед новым учебным годом или внеплановые приобретения". "Сэкономить также можно при помощи программ лояльности, сохраняются условия и выбор беспроцентных программ рассрочки", — добавили представители пресс–службы.
"Действия группы призваны поддержать инициативы ФАС России по соблюдению принципов ответственного ценообразования. Служба проконтролирует соблюдение принятых торговыми сетями добровольных обязательств", — прокомментировали действия компании в ФАС.
К подобным мерам готовы прибегнуть и другие торговые сети. В "Ситилинке" корреспонденту "ДП" рассказали, что планируют зафиксировать цены на технику, необходимую в ежедневном быту: СВЧ, чайники, электрообогреватели, электроинструменты, стиральные машины и холодильники начального ценового сегмента.
"Также, понимая обеспокоенность потребителей, не отказываемся от проведения сезонных ценовых акций и распродаж. Ассортимент “Ситилинка” — не продукты первой необходимости, поэтому в большей степени это скажется положительно на спросе со стороны тех покупателей, которые планировали в ближайшее время приобрести технику или столкнулись с поломкой и им экстренно понадобилась замена", — поделились в компании.

Между молотом и наковальней

При этом внешние эксперты уверены, что основная цель "М.Видео–Эльдорадо" в данном случае маркетинговая. Как отмечает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин, ретейлер реализует по ценам июля товарные запасы со склада, которые ранее закупались по старому курсу, и при этом ничего не теряет. По его мнению, такие продажи компания будет осуществлять, пока у неё не закончатся запасы ряда товаров. Указанный срок 2 месяца вполне реалистичен.
"В нынешних реалиях, без отношения к курсу рубля, цены на электронику растут на 15–20% в год и будут расти такими же темпами ближайшие 5 лет. С 2020 года рост стоимости многих товаров уже превысил 20–25%", — уточняет Муртазин.
Эксперты считают неизбежным дальнейший рост цен, в том числе и на технику. Ведь в некоторых категориях импорт составляет до 100%. В связи с этим, как считает основатель и генеральный директор аналитического агентства INFOLine Иван Федяков, в "М.Видео–Эльдорадо" решили "сыграть на опережение". "На фоне ослабления рубля с начала года на 30–35% могут пропорционально вырасти цены, а также увеличиться недовольство властей, что повлечёт проверки и другие негативные последствия для бизнеса. Компания пытается этого избежать", — говорит он.
В целом ретейлеры в кризисных условиях часто склонны не индексировать цены в соответствии с курсом валют, чтобы оставить товар доступным для потребителя, сохранить динамику продаж и в конечном итоге получить прибыль.
"Поставщик в этом случае оказывается между молотом и наковальней, когда при росте курса валют имеет обязательства перед сетью и не может повысить отпускные цены. Курсовая разница съедает маржу поставщиков, что позволяет сохранять без изменений некоторые цены для потребителя", — подчёркивает эксперт.

Укрощение курса

Смысл подобных действий ретейлеров состоит в том, что в первую очередь перед ними стоит задача насытить рынок необходимыми товарами. Президент АКИТ Артём Соколов связывает это с социальной ответственностью компаний. Например, в прошлом году в разгар ажиотажного спроса крупнейшие продовольственные сети по собственной инициативе заморозили цены на социально значимые продукты.
"Повышение цен на отдельные модели из европейских поставок действительно возможно, однако на рынке сейчас всё больше альтернативы — техника из других дружественных стран, где расчёты не привязаны к евро или доллару, а производятся в национальных валютах", — поясняет он.
В любом случае, когда идея зафиксировать цены исходит от бизнеса, это можно отнести к pr–кампании, в то время как регулятор, выступающий с таким требованием, может спровоцировать на рынке дефицит, аналогичный тому, который наблюдался в советские годы. Экономисты считают, что энергичные меры, которые в последнее время стал принимать ЦБ, указывают на нежелание государства допускать дальнейшее обесценивание рубля.
"Мы помним по опыту прошлого года, что меры по поддержке рубля оказываются весьма эффективны. Сейчас, по–видимому, правительство заинтересовано регулировать курс так, чтобы снижать доллар по отношению к рублю", — полагает Александр Скоробогатов, профессор департамента экономики НИУ ВШЭ Санкт–Петербурга.