В Петербурге открывается всё больше образовательных центров, многие из них совмещают онлайн и офлайн. Популярной маркетинговой стратегией стала гарантия возврата денег, если ученик не поступит на бюджет. Но есть нюансы.
В начале августа петербургские вузы завершили приёмные кампании. В этом году для поступающих выделили 29,5 тыс. бюджетных мест. 10% от них достались участникам СВО и их детям. Также каждый год часть мест отводится льготникам и целевикам. При этом проходные баллы растут, а учебные заведения поднимают стоимость обучения. Поступить на бюджет становится сложнее, и закономерная реакция на это — возрастающее количество центров подготовки к экзаменам, новые форматы и маркетинговые ходы.
Не показатель качества
В этом году петербургские вузы получили 565 тыс. заявок на бюджетные места. То есть 81% абитуриентов не прошёл по конкурсу. Теперь они вынуждены рассматривать обучение на коммерческой основе, перемещать внимание на другие города либо готовиться к следующей приёмной кампании.
По данным приложения 2ГИС, в Петербурге насчитывается более 500 организаций, оказывающих услуги подготовки выпускников к ЕГЭ. Клиенты переключают своё внимание с серого рынка частных репетиторов на образовательные центры. И выходит значительно выгоднее. Так, пресс–служба SuperJob сообщала, что средние траты родителей на услуги репетиторов составляют 5,2 тыс. рублей в неделю, тогда как за аналогичную сумму центры предоставляют месяц занятий в группах. Средняя стоимость очных курсов варьируется от 3 тыс. до 7,7 тыс. рублей в месяц за один предмет. Цена зависит от количества человек в группе. А в онлайн–школах можно заниматься и за 1,5 тыс. рублей в месяц. К тому же к крупным компаниям у родителей и учащихся больше доверия, ведь их деятельность чаще всего должна быть лицензирована — даже если организация работает только онлайн.
Лицензия от городского комитета образования подтверждает, что ИП или негосударственное образовательное учреждение проверено государством на безопасность и соответствие требуемым критериям. Этот документ нужен тем организациям, которые имеют общеобразовательную программу, педагогов в штате и выдают дипломы о прохождении обучения.
"С лицензией можно выдавать официальные сертификаты. Но мы не выдаём ученикам сертификаты, что ученик готов к экзамену, например, на 75 баллов. Лицензия — это дополнительное преимущество. Она даёт клиентам уверенность в том, что центр работает не по своим частным, а по государственным стандартам", — объясняет Константин Битюков, руководитель ОЦ "Эксперт".
Кроме того, если у организации есть официальный документ, клиент может сделать налоговый вычет или оплатить обучение средствами материнского капитала. "Родители редко спрашивают о лицензии, а о вычете — постоянно. Треть наших клиентов это используют", — подчёркивает Битюков.
Информация о наличии лицензий указывается на официальных сайтах компаний. Как и для государственных школ, обязателен раздел "Сведения об образовательной организации".
Нет особых условий, при которых образовательный центр со штатом преподавателей может работать без лицензии. Такое позволено только индивидуальным предпринимателям, которые занимаются репетиторством в одиночку. Как только в фирме начинают работать несколько человек, нужно оформлять лицензию. Иначе предприятию грозит штраф.
"И ИП, и юридические лица должны иметь документ, даже если нанимают уборщика", — говорит Игорь Даниленко, руководитель образовательного центра "Объясни", лектор Всероссийского движения "Вдохновители".
В период пандемии, когда снизилось количество проверок, появилось много неосведомлённых предпринимателей. Лицензирование обязательно даже для компаний, которые оказывают консультационные услуги, если деятельность организации связана с ЕГЭ или ОГЭ. "Если в прайсе, на сайте или в промоматериале центра фигурирует ЕГЭ, то он оказывает образовательные услуги" — объяснил Даниленко.
Мы вернём деньги
Некоторые центры практикуют систему кешбэка. Например, в центре "Объясни" клиентам возвращают часть стоимости курсов, если ученик получает больше 80 баллов за ЕГЭ.
Но многие родители выбирают организации, которые дают гарантию. "Бывает, мы начинаем взаимодействовать с новым клиентом, и потом он говорит, что решил перейти в другой центр, потому что там обещают возврат денег, если ребёнок не поступит на бюджет, и это прописано в договоре", — рассказывает руководитель сети образовательных центров "Формула знаний" Алексей Инжеваткин.
Игорь Даниленко отмечает, что в таких договорах много условий. От ученика могут требовать выполнения заданий на 80–90%. Также нельзя пропускать занятия. Либо разрешается не посетить всего один или несколько уроков за весь год. При этом центр снимает с себя ответственность за болезни и другие обстоятельства, из–за которых ученик не может присутствовать. Кроме того, поступающий обязан подать документы в пять учебных заведений по три направления в каждом. И в договоре может быть закреплено, что три вуза выбирает сам ОЦ, причём не обязательно в том же городе и по определённой специализации. Таким образом, абитуриента могут отправить учиться в село, где есть один университет с низкими проходными баллами.
"Другие курсы после срезовой контрольной работы в ноябре предлагают ученикам, показавшим невысокие баллы, переключить внимание на менее престижный университет. Выходит ситуация, где родители сэкономили, ребёнка не раскрыли и он попал в посредственный вуз", — объясняет Константин Битюков.
Онлайн или офлайн
Сейчас на рынке можно встретить школы, которые проводят занятия очно, организации, практикующие гибридный вариант или предоставляющие услуги только дистанционно. При этом онлайн–платформы выигрывают в цене.
"Большую роль играет уровень самоорганизации человека: способен ли ученик заставить себя самостоятельно посмотреть все видеоуроки и сделать все задания. Тем, кто совсем неорганизован, могут помочь только репетиторы. Курсы — нечто среднее", — говорит руководитель "Эксперта".
Чтобы конкурировать с онлайн–платформами, в "Эксперте" делают смешанные форматы. Например, тариф, при котором ученики приходят на одно очное занятие длительностью три академических часа и второй день в неделю учатся онлайн два академических часа. Как объяснил Константин Битюков, это позволяет собирать крупные группы, чтобы дети попадали к ведущим преподавателям, ведь лучшие педагоги не могут охватить всех очно.
Организация взяла и другие элементы от онлайн–формата. Для каждой группы теперь есть отдельная беседа во "ВКонтакте", создали электронный журнал, который могут смотреть и дети, и родители. В журнале публикуются темы и результаты занятий, оценки за тесты.
"По моему опыту преподавания, эффективность выше у очных занятий. Мы несколько лет разрабатывали и тестировали онлайн–формат для наших курсов, чтобы этот подход давал результат. В прошлом году наш центр получал запросы на дистанционные курсы, а в этом мы их запустили", — делится Игорь Даниленко.