Берегись автомобиля: парк машин в России устаревает и становится опаснее

Автор фото: Тихонов Михаил
Многие, наверное, помнят фразу, лет десять назад неоднократно произносимую автомобильными экспертами: новая машина, как только покидает автосалон, становится дешевле на 10%. Тогда же маркетологи дилерских центров внушали, что авто нужно менять каждые 3 года. Чуть позже стали говорить, что раз в пять лет. Иначе старую уже будет не продать, обесценится.
Что же происходит сейчас? По данным сервиса объявлений "Авито", автомобили с пробегом сейчас стоят вдвое дороже, чем 2 года назад. Если полистать объявления, то можно увидеть предложения о продажах десятилетних машин по ценам, превышающим те, по которым они покупались.
Например, популярную модель KIA Rio в 2012 году можно было купить примерно за 500 тыс. рублей. Сейчас продавцы просят за машину этого же года те же полмиллиона, а отдельные экземпляры выставлены и за 700 тыс. Цены на Nissan Qashqai в 2012 году стартовали с 800 тыс. С этого же значения они стартуют и сейчас, в отдельных объявлениях перескакивая за миллион. И пробег этих машин совсем не маленький, превышающий 100 тыс. км.
Можно ли считать, что купившие машину 11 лет назад и пытающиеся продать её сейчас по ценам покупки удачно вложили деньги? Наверное, всё–таки нет, ведь цены в стране за это время выросли почти вдвое. Да и расходы на ремонт, техобслуживание, страховку владельцы автомобилей за этот срок понесли немалые. То есть такая покупка не защитила вложения от инфляции, но позволила их частично сохранить. Но, очевидно, расхожее утверждение, что машина с каждым годом только дешевеет, нынешний уровень цен опровергает. И это сложно назвать нормальным явлением.
Ведь автомобиль — это не коллекционное вино, с годами он лучше не становится. Российский автопарк стремительно устаревает. По данным агентства "Автостат", средний возраст легковых автомобилей в РФ по состоянию на 1 января 2023–го составил 14,7 года. А на 1 января 2022–го — 14 лет.
Происходит это на фоне низких относительно прошлых лет продаж новых машин. В первом полугодии 2023 года продано около 400 тыс. новых легковых автомобилей. За аналогичный период 2019–го — вдвое больше.
Согласно российскому законодательству, автомобиль является источником повышенной опасности. Эти источники с каждым годом стареют, а значит, становятся ещё опаснее.