Участники рынка онлайн-торговли готовятся к вступлению в силу с 1 сентября новых антимонопольных требований. Соответствующий закон (№ 301-ФЗ) входит в так называемый "пятый антимонопольный пакет". Документ вводит понятие "сетевого коэффициента" — свойства рынка, при котором потребительская ценность цифровой платформы зависит от количества продавцов и покупателей, совершающих через неё сделки.
Новшества призваны пресечь вероятность злоупотребления доминирующим положением со стороны интернет-площадок и агрегаторов, выручка которых за минувший год превысила 2 млрд рублей. Также компании должны будут согласовывать с ФАС сделки на цифровом рынке свыше 7 млрд рублей. На очередном круглом столе "Делового Петербурга" эксперты обсудили влияние этих требований на рынок электронной коммерции.
Шиковать не приходится
По данным представителей УФАС по Ленинградской области, в настоящий момент случаев явного злоупотребления доминирующим положением кого-либо из участников рынка на территории области не выявлялось. Под это понятие могут попадать, например, необоснованный отказ в доступе к цифровой платформе, навязывание потребителю невыгодных условий, создание дискриминационных условий для предпринимателей, реализующих товар на маркетплейсе.
При этом обеспокоенность появлением признаков монополизации имеет место. По словам председателя петербургского регионального отделения "Деловой России" Дмитрия Панова, в ассоциацию поступают жалобы от предпринимателей на то, что большую часть прибыли с их деятельности забирают онлайн-платформы. "Они служат инструментом, позволяющим быстро выйти на рынок и начать зарабатывать, не вкладывая больших средств в рекламу, это значительно упрощает задачу для предпринимателей. Однако от них сейчас поступают просьбы к законодателям ограничить комиссию с продаж в пределах десятков процентов", — рассказал Панов.
Маркетплейсы действительно могут менять суммы комиссий для партнёров, объясняя это ростом затрат на хранение товара и логистику. При этом предприниматель может реализовывать товар через платформу, а хранить и доставлять его своими силами. Маркетплейсы развивают инфраструктуру по всей стране, им требуется вкладывать деньги в развитие бизнеса. НСегодня большинство онлайн-агрегаторов убыточные, они развиваются благодаря инвестициям.
"Предприниматели понимают математику онлайн-продаж и могут выстраивать свою бизнес-модель, выбирая, в какой мере им пользоваться нашими ресурсами, — пространство для манёвра огромное. Для новых, менее опытных продавцов мы постоянно проводим обучающие вебинары о нюансах работы на маркетплейсе. При этом мы считаем излишним вводить дополнительное законодательное регулирование деятельности онлайн-площадок, о котором всё чаще идёт речь в последнее время, пока не прошёл апробацию пятый антимонопольный пакет", — поделился с участниками дискуссии руководитель направления по взаимодействию с органами государственной власти Ozon Александр Васильев.
По его мнению, поддержка государством добросовестных практик саморегулирования рынка может уменьшить количество проблемных кейсов в работе с предпринимателями. Александр Васильев также напомнил, что в начале 2022 года Ozon на площадке ФАС подписал базовые принципы взаимодействия на цифровых рынках. Также на площадке Минпромторга компания подписала стандарты по взаимодействию маркетплейсов с продавцами товаров.
Истина родится в спорах
Деятельность маркетплейсов не ограничивается только онлайн-продажами. Пока новые нормы не вступили в силу и практики по ним нет, сложно предугадать, каков будет механизм анализа рынка со стороны антимонопольного ведомства. Заместитель руководителя Ленинградского УФАС Елена Русанова полагает, что это станет понятно через какое-то время после вступления закона в силу. Можно, кстати, допустить в том числе вероятность судебных разбирательств, если кто-то из участников рынка окажется не согласен с решениями антимонопольных органов.
"Каждое действие цифровых платформ, будь то хранение, доставка и прочие, это отдельный вид деятельности. В случае заявлений о злоупотреблении доминирующим положением со стороны кого-то из игроков, нужно будет определять, оправданы ли претензии, оказывают ли действия компании влияние на рынок в целом. Нововведения дадут возможность быстрее защищать права потребителей, поскольку меняется подход к анализу рынка и ускоряется работа службы по расследованию антимонопольных дел", — рассуждает она.
Самое главное — наладить диалог между бизнесом и властью, уверены участники круглого стола. E-commerce сегодня занимает порядка 15% от общего рынка ретейла, в ближайшие годы он продолжит расти активными темпами. У каждой из сторон в данном случае есть свои вполне конкретные цели, государству важно не допустить монополизации на рынке, а также пресечь вероятность дискриминации предпринимателей. По словам СЕО и сооснователя цифровой платформы "ЭЛЕКТРООПТ", члена Союза "Санкт-Петербургская торгово-промышленная палата" Антона Фатеева, на некоторых маркетплейсах комиссия для партнёров сейчас составляет 25%, что довольно чувствительно для малого и среднего бизнеса. Хотя, разумеется, в мире есть примеры и менее лояльных условий, например, на Amazon в США с продавцов взимают 50%. Однако готовить о том, что онлайн-площадки только "снимают сливки" и получают прибыль, тоже не приходится: в законах появляются новые пункты, требования к бизнесу ужесточаются. Маркетплейсы создали целую отрасль, благодаря которой появилось большое количество новых предприятий МСП (торговые, промышленные предприятия, логистические и складские операторы, экспорт и консалтинговые агентства).
По словам Антона Фатеева, важно не устанавливать для площадок сильных ограничений, но следует обратить внимание на их коммуникацию с малым бизнесом. Помимо финансовых отношений, важно, чтобы площадки заблаговременно предупреждали партнёров об изменении условий, чтобы те успели перестроиться.
Со своим не приходите
Ещё одно, пожалуй, революционное предложение, поступившее уже от Минпромторга, заключается в запрете СТМ-брендов для маркетплейсов. Участники рынка его не поддерживают и считают, что в случае воплощения такой инициативы, справедливо будет ввести запрет и для офлайн-ретейла, который сейчас активно развивает собственные торговые марки. Эксперты убеждены, что важно не допускать именно злоупотребления со стороны компаний, в самом же наличии у бизнеса СТМ нет ничего плохого.
"Если возникнут кейсы, когда компания начнёт, продвигая свой СТМ, дискриминировать других игроков и занимать доминирующее положение, это станет поводом для антимонопольного разбирательства. Но само по себе ограничение деятельности компаний кажется излишним. По нашему мнению, важно выстраивать синергию и думать в первую очередь об экономике и потребителе", — считает Александр Васильев из Ozon. Логика законодателей предполагает разрешить торговым сетям иметь собственные торговые марки, маркетплейсы же сравниваются с рынками, на которых самому оператору торговать нельзя, чтобы не нарушать конкуренцию. У ФАС, по словам Елены Русановой, нет претензий к СТМ маркетплейсов, а недовольства, как она считает, могут возникать у самих компаний друг к другу в части недобросовестной конкуренции.
Возможность продавать СТМ на онлайн-площадках — один из способов поддержки отечественного производителя, ведь товары под марками ретейлеров изготавливают местные небольшие организации, не имеющие средств на самопродвижение, отмечает Дмитрий Панов. При этом, по его словам, государство предлагает комплекс мер поддержки по продвижению продукции, в том числе на внешние рынки. Антон Фатеев говорит, что, если запретить СТМ маркетплейсам, то ниши, которые занимают местные небольшие производители таких товаров заполнят организации из соседних государств.