По данным исследования аналитического центра "Консоль.Про", 40,5% самозанятых петербуржцев регулярно сталкиваются со штрафами со стороны заказчиков. Самая частая причина — некачественное выполнение работы (43,8%). 15,7% получали штрафы за опоздания, 6,7% — за порчу имущества, 22,5% — за пропуск рабочих дней без уважительной причины. Почти в половине случаев основания штрафов были прописаны в договоре.
При этом почти все опрошенные (97,8%) сталкивались с недобросовестными заказчиками, которые отказывались выплачивать им гонорар. 33,7% попадали в такие ситуации регулярно. Только 42,1% удавалось добиться оплаты после отказа.
Опрошенные "ДП" самозанятые рассказали о некоторых конфликтах с заказчиками. Разработчик приложений и сайтов Денис Никаноров приводит пример, когда заказчик сам нарушил условия контракта (превысив максимальное количество правок, которые можно было вносить в проект), но пытался через суд добиться выплаты компенсации в 2 раза больше гонорара. Ещё одна собеседница издания работала на стартап от крупного холдинга "с именем". Но в итоге ей не заплатили за несколько месяцев.
Старший юрист Maxima Legal Анастасия Самусенко отмечает, что отношения между заказчиком и самозанятым регулируются гражданским законодательством. Согласно ему, любая ответственность самозанятого устанавливается договорами, заключёнными с заказчиком. Привлечение к ответственности самозанятого происходит так же, как и у любого другого подрядчика, — через предъявление претензии с требованием о возмещении убытков или выплате неустойки. "Вероятно, в исследовании в большинстве случаев под штрафами имеются в виду как раз неустойки, установленные договорами с самозанятыми", — предполагает юрист.
Вячеслав Бирклей, юрист Intellect, подчёркивает, что в договоре с самозанятым можно прописать любые условия, не противоречащие ГК РФ. "Основными санкциями в рамках договорных обязательств выступают: неустойка (пени, штраф), убытки и т. д. Причём эти санкции, в отсутствие заключённого в письменной форме договора, могут быть взысканы и на основании норм ГК РФ", — говорит он.
Размер штрафных санкций будет определяться судом исходя из конкретных обстоятельств спора. "Минимальные и максимальные размеры штрафных санкций в абстрактном примере раскрыть сложно, поскольку опять же всё зависит от договорных условий, а в ряде случаев — от императивных норм законодательства. Например, если к отношениям сторон будет применён закон о защите прав потребителей", — добавляет Бирклей.
Он также замечает, что "недобросовестность" — это термин, который раскрывается в законодательстве: "Если заказчик действительно действует недобросовестно, то он лишается защиты принадлежащего ему права полностью или частично. Но подтвердить факт недобросовестности действий со стороны заказчика можно только в судебном порядке".
Самозанятый может попытаться договориться с заказчиком и в досудебном порядке: направить претензию с мотивированными требованиями, прибегнуть к процедуре медиации и т. д.
"Вероятно, во многих случаях отношения между самозанятым и заказчиком фактически являются трудовыми, что запрещено. В таком случае самозанятый имеет возможность обратиться с жалобой в трудовую инспекцию или прокуратуру, и тогда заказчик может быть привлечён к административной ответственности", — указывает на ещё один нюанс Анастасия Самусенко.