Бизнес-Олимп поредел — и гонка за лучшие места активировалась. Для многих наиболее простым путём оказалось приобретение франшизы. В результате уже в 2022 году, несмотря на уход многих западных и российских брендов, оборот рынка франчайзинга, по данным franshiza.ru, вырос до 2,78 трлн рублей, на 19% год к году. Кто создаёт тренды в этом сегменте, "ДП" рассказал Павел Федюков, сетевой арт-директор "Руки Вверх! Бар".
Какие факторы определяют дальнейшее развитие рынка франчайзинга в России, на ваш взгляд?
— Безусловно, появляется огромное количество новых предложений. Некоторые проекты изначально создаются как франшизы, на данный момент это популярный бизнес — так называемые "инфоцыгане" выходят на рынок, чтобы продавать как можно больше, в то время как качество продукта довольно сомнительно.
Если зайти на сайты с топами франшиз, можно найти проекты на любой вкус и цвет. Однако на рынке выгодно отличаются детально проработанные предложения. У нас, например, такой подход: сначала создаём качественный продукт, потом упаковываем франшизу и затем внимательно отслеживаем работу наших партнёров. Был случай, когда мы увидели нарушения со стороны партнёров и отозвали у них франшизу. После этого скорректировали стандарты и регламенты, чтобы таких моментов не возникало, а также предусмотрели в штате специалистов, которые будут контролировать исполнение всех инструкций.
Я не считаю, что российский рынок франчайзинга уже сформировался, он динамичен. Всегда будут появляться сильные игроки, спрос будет рождать предложение, будут появляться новые ниши.
Павел Федюков, сетевой арт-директор "Руки Вверх! Бар"
Почему именно сегодня такой интерес к приобретению франшиз, по вашему мнению?
— Сейчас есть определённая категория людей, которые сформировали собственный капитал и, к примеру, устали работать в найме. Они хотят использовать уже готовую бизнес-модель, которая принесёт им дивиденды. Покупка франшизы — самый простой и, на мой взгляд, верный ход.
На что обращают внимание инвесторы при выборе франшизы: бренд, бизнес-модель, команда — что ещё?
— В принципе, в этом списке уже есть основные моменты. Главное, что интересует клиента — рентабельность. Далее — целевая аудитория: если её ценности, расположение и прочие параметры схожи с тем, что видится клиенту — он уже оценивает сам продукт и принимает решение.
Эксперты говорят, что рост стоимости франшиз неизбежен — это связано, прежде всего, с удорожанием оборудования, строительных материалов и т.д. Можно ли сократить издержки для инвестора?
— Мы находимся на рынке, поэтому, конечно же, все эти факторы влияют на стоимость продукта. Но когда речь о франшизе, ключевой момент — востребованность самого проекта. Так, стоимость франшизы "Руки Вверх! Бар" выросла примерно в 3 раза в течение 4 лет. Мы учитывали удорожание издержек, но, прежде всего, опираемся на тот факт, что уже являемся лидерами в нашем сегменте, плюс к этому даём действительно досконально проработанную модель, которая позволяет инвесторам выйти на срок окупаемости в 2 года — и он официально прописан в договорах. При этом, бывали прецеденты, когда мы окупали проект за 8 месяцев.
Можно ли сокращать издержки для инвестора? Купить печь для пиццы подешевле — китайскую? Снизить ФОТ сотрудникам? Да, в принципе, можно. Но всё это повлияет на итоговое качество. Насколько это будет критично? Здесь нужно принимать оптимальное решение.
У вас есть определённые требования к потенциальному франчайзи — точнее, региону, который он представляет. Не ограничивает ли это и вас в части расширения географии? Планируете добавить "упрощённые варианты" — или не хотите уходить от заявленного стандарта?
— Действительно, есть чёткое понимание где мы планируем развитие сети. Оцениваем, что на сегодня мы охватили около 30% ёмкости рынка. Ещё есть над чем работать без добавления каких-либо "упрощений". Запуск нового формата требует аккуратной оценки, тестирования на живучесть. При открытии новых баров мы больше за качество, чем за количество.
С какими сложностями сталкиваетесь при запуске проекта в регионах?
— Главная проблема — это поиск квалифицированного персонала. Сложнее всего найти поваров: кадровый голод в этом сегменте возник после пандемии, когда повара переквалифицировались или уехали — и затем не вернулись в профессию. Также нелегко найти руководителей. Мы задействуем большой ресурс кадровиков по всей стране, чтобы найти специалистов, провести их адаптацию, обучить. Для того, чтобы привлечь качественный персонал, мы выплачиваем оклад, а не ставку, и также премии при достижении заранее оговорённых KPI.
В плане окупаемости — какие регионы дают лучшие показатели? И с чем это связано?
— Регионы различаются, но не сильно. Рентабельность проекта на Дальнем Востоке может составлять 40%, а в городе на берегу Волги — 25–30%. Однако, в первом проекте площадь заведения 700 м2, в то время как площадь второго всего 300. Так что окупаемость больше зависит от потолка полезной площади. Мы используем различные инструменты повышения окупаемости: проведение маржинальных мероприятий, концертов с депозитной системой, продажи маржинальных продуктов, коктейлей барной карты и т.д.
Интересен ли вам выход на рынок дружественных стран?
— Конечно, интересен. Более того, мы активно движемся в этом направлении и уже ведём переговоры. В первую очередь, это страны СНГ — Белоруссия, Казахстан. Сергей Жуков популярен во многих уголках мира, так что запросы постоянно идут. Активно ведём переговоры в Дубае, где большая русскоязычная диаспора — инвесторы сами вышли на нас, и совсем скоро мы планируем запустить проект. У нас амбициозные планы, но всё постепенно, шаг за шагом. И если уж мы не планируем открыться в каждом городе, то, по крайней мере, хотим охватить основные мировые столицы.