Российский рынок франчайзинга восстанавливается после ухода крупных международных брендов. Растёт спрос, расширяется география присутствия.
Участники организованного "Деловым Петербургом" круглого стола "Франчайзинг и готовый бизнес: тенденции и вызовы 2023 года" сошлись в том, что, несмотря на объективные трудности, интерес к франчайзингу в России растёт. Это подтверждается статистикой. По данным портала franshiza.ru, в начале текущего года в целом по стране работало 3249 франшиз, что на 5% больше, чем годом ранее. При этом в прошлом году около 280 франчайзинговых сетей прекратили работать в России.
Жалоб нет
Руководитель аппарата уполномоченного по защите прав предпринимателей в Санкт–Петербурге Константин Тимохин отметил, что в адрес уполномоченного в течение 2022 и 2023 годов жалоб на франчайзеров не поступало. Вместе с тем на рынке происходит поступательное увеличение этого способа организации бизнеса и рост числа занятых в этой сфере.
"Тот факт, что в наш адрес не поступало обращений, связанных с неправомерными или сомнительными действиями компаний, которые используют франчайзинг, говорит о перспективности такого направления и его широком использовании. Такой способ организации бизнеса способствует тому, чтобы своевременно купировать проблемы с органами исполнительной власти или не допускать их. В случае, если предприниматели сталкиваются с недобросовестными франчайзерами, мы рекомендуем им вести переговоры в досудебном порядке или использовать судебные механизмы. В то же время в городе создана целая инфраструктура поддержки предпринимательской деятельности, рабочие группы при органах исполнительной власти и общественный совет, который рассматривает вопросы, негативно сказывающиеся на предпринимательском климате", — отметил Константин Тимохин.
Своё ближе
Спрос на российские франшизы увеличивается. Учредитель концепции и создатель франшизы "Сплетни by Anna Asti" Яна Локотош заметила, что за несколько лет произошёл глобальный скачок развития. Например, франшиза "Руки Вверх! Бар" была на рынке 15 лет и развивалась не так быстро. Но за последние 2 года спрос на неё вырос в 3 раза. Сейчас предприниматели стали более образованными в данном вопросе, а те, кто хотел бы открыть свой первый бизнес, чаще стали покупать франшизы.
"После ухода зарубежных брендов освободилась огромная доля рынка, которую может занять российский франчайзер. Что сейчас и происходит. Starbucks, “Макдоналдс” и другие крупные сети уже выкупили, и российские предприниматели заняли эту нишу. В целом для российского франчайзинга это большая перспектива для развития", — подчёркивает эксперт.
При этом во многих сферах бизнеса рынок франшиз теперь представлен только российскими компаниями. Руководитель маркетинговых проектов франшизы Boxberry Валерий Меновщиков отметил, что рынок логистики и пунктов выдачи заказов (ПВЗ) только российский, так как все крупные иностранные бренды ушли. При этом спрос на франшизы ПВЗ бурно расширяется.
"E–com–рынок растёт, это увеличивает спрос на логистические франшизы. В прошлом году спрос на франшизы ПВЗ вырос на 23% (это самый высокий показатель среди различных сегментов франчайзинга). По итогам текущего года ожидается рост рынка е–commerce примерно на 30%, поэтому спрос на логистические франшизы вырастет также примерно на 30–40%", — говорит Валерий Меновщиков.
Однако бизнес–модель пунктов выдачи не вполне соответствует текущему запросу рынка, потому что такой формат серьёзно ограничивает возможности для развития и доход владельца. Предпринимателям нужен новый подход.
"Поэтому в этом году мы запустили франшизу логистического офиса, который осуществляет более 20 операций. Наши франчайзи формируют вокруг себя бизнес–комьюнити из интернет–магазинов и селлеров, оказывают услуги для физических и юридических лиц", — добавляет Меновщиков.
Директор по развитию торговой сети "Пятёрочка" (территория Северо–Запад) Андрей Кондратюкин подчёркивает, что их компания также ощутила серьёзный рост спроса на франшизу. За прошлый год в Петербурге и Ленобласти открылось 18–20 "Пятёрочек" по франшизе. В этом году планируется открытие ещё большего числа таких точек.
"Но конкуренции на рынке стало меньше, потому что действительно ушли западные игроки, а их бизнес выкупили франчайзи. Они стали обладателями серьёзных по объёмам выручки и по доле рынка проектов. Вопрос в том, как они дальше будут развивать франчайзинг. При этом ожидать появления на рынке западных франшиз не стоит. Но на российский рынок могут выйти компании из дружественных стран, что повысит конкуренцию", — считает он.
Цена вопроса
Наибольший рост спроса наблюдается на франшизы с пороговым входом от 1 до 6 млн рублей. Как рассказал Валерий Меновщиков, в сфере ПВЗ и логистики многие франчайзеры стараются компенсировать часть расходов своим партнёрам на старте. "Так, у нас стартовые инвестиции составляют 1,5 млн рублей, но для лёгкого входа мы предлагаем субсидию в 120 тыс. рублей, которую выделяет управляющая компания на рекламу", — пояснил он.
Также многие бизнесмены сейчас возвращаются в страну и понимают, что предпринимательский климат в плане инвестиций и доходности здесь для них выше, чем за границей. Поэтому спрос начинает расти и на более дорогие франшизы.
"У нас пороговый вход от 20 млн рублей и выше. Пул наших инвесторов значительно ниже и меньше, чем у франшиз, которые стоят от 1,5 до 2 млн рублей. Эти проекты будут расти и масштабироваться намного быстрее, чем франшизы с высоким порогом входа, потому что сейчас покупательная способность будущих франчайзи не очень стабильна", — считает Яна Локотош.
Андрей Кондратюкин также отмечает, что в сфере ретейла довольно высокие расходы: на открытие супермаркета уходит примерно 15 млн рублей.
И эта сумма продолжает увеличиваться из–за роста издержек. Но в компании используют различные варианты привлечения финансирования. Помогают своим партнёрам приобретать оборудование в лизинг, что позволяет сэкономить на инвестициях и открыть торговую точку за 10 млн рублей.
Из–за роста спроса на внутренний туризм заметно расширяется география открытия франшиз. Появляются объекты в Калининграде, Мурманске и Архангельске.
Продовольственная розница — формат бизнеса, который всегда востребован. Кроме того, сейчас фиксируется переток аудитории из общепита в ретейл, потому что у торговых сетей есть дополнительные популярные группы товаров в ассортименте — готовая еда, выпечка, кофе и т. д.
При этом для российских франшиз сейчас перспективным является и выход бизнеса в дружественные государства. Например, страны СНГ — это интересное направление как для логистических франшиз, так и для франшиз в сфере ретейла.