Российских товаров на полках магазинов становится всё больше. В первую очередь это касается продуктов питания, производители которых активно занимают ниши, освободившиеся после ухода иностранных компаний.
На днях представители Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) заявили, что доля российских продуктов питания в магазинах составляет от 80 до 99%. Само по себе это не новость. Ещё год назад исследования сообщали, что в супермаркетах увеличивается доля отечественных товаров. По данным NielsenIQ, к июлю 2022 года этот показатель вырос до 83% против 79% в 2021–м. Интереснее то, за счёт каких механизмов происходит импортозамещение, в каких категориях товаров оно наиболее ощутимо, а в каких достижимо с трудом.
Динамичный год
Согласно исследованию NielsenIQ, 65% покупателей заметили, что за последний год на полках FMCG–магазинов стало больше российских брендов. При этом в первую очередь респонденты обратили внимание на рост ассортимента российских марок в категории сыров (43%), традиционной молочной продукции (40%) и безалкогольных газированных напитков (39%).
Председатель президиума АКОРТ Игорь Караваев напоминает, что в 2022 и 2023 годах многие зарубежные бренды начали уходить с российского рынка. Происходило это как путём полного сворачивания присутствия в стране, так и через ребрендинг (услуга или товар оставались доступны в России, но под другим торговым наименованием).
"Прошлый год был в этом плане наиболее динамичным: с весны прошлого года, по нашим подсчётам, из оборота торговых сетей было выведено порядка 14,5 тыс. товарных позиций. По оценкам NielsenIQ, на российском FMCG–рынке появилось более 10 тыс. новых брендов и более 64 тыс. SKU, не считая сегмент собственных торговых марок. В сложившейся ситуации российские бренды усилили свои конкурентные позиции по большому числу категорий, а основой успешной стратегии восполнения ассортимента у федерального ретейла стало расширение работы с российскими производителями", — отмечает Игорь Караваев.
Наибольшее число новинок появилось именно в сегменте продуктов питания. В непродовольственной торговле доля импорта варьируется от 30 до 70% в зависимости от категории. Среди наиболее зависимых от импортных поставок секторов — косметика и парфюмерия, подгузники, обувь, кухонная утварь, бытовая электроника, спортивные товары.
Иностранные бренды, специализирующиеся на косметике и товарах по уходу за домом, активно покидают российский рынок, а те, что остаются, поднимают цены на свою продукцию. Поэтому в сети "Улыбка радуги" увеличили ассортимент собственных торговых марок (СТМ) на 80% за первые полгода по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В портфеле сети насчитывается более 60 брендов и 4,5 тыс. наименований товаров.
Возьмём у друзей
При этом о полном избавлении от импорта речи не идёт. FMCG–ретейлеры отмечают, что они постепенно переходят на поставки из дружественных стран. В пресс–службе "Ленты" рассказали, что год к году доля импортных товаров изменилась незначительно. Наибольшие сложности с восполнением ассортимента возникали в категориях бакалея, кондитерские изделия и горячие напитки.
"По всем группам закупки, где у нас появились проблемы в ассортименте, нам удалось найти альтернативные производства. Мы активно начали работать с партнёрами из других стран. Так, у нас появились новые поставщики из Турции, Китая, Казахстана, Туркменистана, Киргизии, Армении, Туниса, Белоруссии и других стран. На сегодняшний день 98% всего импортного ассортимента нам удалось восстановить", — отмечают в компании.
Доля продукции российского производства в розничной сети "Магнит" всегда была высокой, а сейчас достигает 95%. В прошлом году новыми партнёрами компании стали 905 российских поставщиков, а товарооборот с отечественными партнёрами увеличился на 19%. Всего "Магнит" сотрудничает примерно с 5,3 тыс. российских поставщиков. Около половины из них приходится на мелких и средних локальных производителей, в том числе фермеров.
"При этом на полках нашей сети есть товары зарубежных брендов. Как правило, это та продукция, которая не произрастает или не производится в нашей стране, например кофе, оливковое масло, экзотические фрукты. Мы пересмотрели карту импорта и ввели на полку сети новых поставщиков из стран Африки, Ближнего Востока, Юго–Восточной Азии", — отмечают в компании.
Основной ассортимент продуктов "ВкусВилл" производится в России, поэтому компания не столкнулась с существенными изменениями. Доля импорта в сети составляет менее 14%, среди основных зарубежных поставщиков: Турция, Египет, Вьетнам, Китай и страны Латинской Америки.
"В категории фрукты и овощи всё, что можно вырастить в России или странах Таможенного союза, берём у местных поставщиков. Например, во “ВкусВилл” нет импортных томатов, только из стран СНГ. А вот бананы, ананасы, манго импортозамещению не поддаются, климатические условия не позволяют", — уточняют в компании.