С закрытием "Ладожской" пассажиропоток трамвая "Чижик" упал на 33%. В "Горэлектротрансе" считают разумным снизить число вагонов на линии.
Руководство петербургского ГУП "Горэлектротранс" не слишком довольно эффективностью работы частной трамвайной сети "Чижик".
После закрытия на ремонт станции метро "Ладожская" в начале марта "Горэлектротранс" запустил трамвай–шаттл № 30, который забирает пассажиров на конечной остановке "Чижика" у временно неработающего метро и везёт их в сторону станции "Площадь Александра Невского". На стыке двух трамвайных систем — городской и концессионной — ярко проявляется проблема последней.
На начало сентября 2023 года "Чижик" привозит к "Ладожской" порядка 170 тыс. человек в неделю, тогда как 30–й маршрут забирает оттуда 160 тыс. горожан, сообщил гендиректор ГУП "Горэлектротранс" Денис Минкин в ходе беседы с журналистами. По его словам, у "Чижика" на линии работает 23 трамвая, а на 30–м маршруте — только 12 составов, и столпотворений в городских трамваях не наблюдается. Концессионер же, говорит он, выполняет на направлении только 34% от плановых показателей.
“
"По уму, надо бы убавить там транспортный состав на “Чижике”, но есть условия концессии, которые не позволяют это делать. И город полновесным рублём платит “Чижику” за минимальный гарантированный пассажиропоток, просто за воздух платит 2,5 млрд рублей в год", — сокрушается Денис Минкин.
Как указывает оператор частной трамвайной линии ООО "Транспортная концессионная компания" (ТКК) в своём отчёте по МСФО за 6 месяцев 2023 года, на фоне закрытия "Ладожской" пассажиропоток в марте–июне снизился на треть относительно того же периода 2022–го. При этом нельзя сказать, что до этого момента компания показывала завидные обороты.
Концессионное соглашение между Смольным и ТКК включает механизм минимальной гарантированной доходности для перевозчика. Если он не получает установленную сумму с пассажиров, то разница доплачивается ему из городской казны.
Согласно отчётности компании прошлых лет, с 2020 по 2022 год выручка ТКК ежегодно составляет примерно 3–3,1 млрд рублей, при этом полученная плата за проезд составляет только 10–15% от этой суммы, остальное — выплаты из бюджета.
За первые 6 месяцев текущего года недополученные доходы ТКК, возмещённые из казны Петербурга, составили 1,28 млрд рублей. В 2022 году город компенсировал концессионеру 2,63 млрд рублей, в 2021 году — 2,57 млрд, в 2020–м — 2,7 млрд. За 2019 год, в который "Чижик" заработал полноценно, ТКК получила из казны 1 млрд рублей.
С момента заключения концессионного договора в 2016 году до финального пуска "Чижика" в 2019–м в линию было суммарно инвестировано свыше 15 млрд рублей, из которых 2,9 млрд поступили напрямую из бюджета Петербурга. Общая стоимость проекта в перспективе 30 лет, на которые рассчитано соглашение, оценивается в 33,7 млрд рублей.
Почти ровно год назад в ходе нулевых чтений бюджета в сентябре 2022 года председатель комитета по транспорту Валентин Енокаев рассказывал, что город рассматривает вариант досрочного выкупа частной трамвайной ветки. Но дальше разговоров тогда дело не пошло.
По данным "ДП", Смольный и сейчас не охладел к идее, однако в экономическом и инвестиционном блоках правительства города смотрят на неё по–разному. В пресс–службе Комтранса заявляют, что "сейчас предметно этот вопрос не рассматривается". В ТКК сообщают, что не располагают информацией о возможном выкупе трамвайной сети городом.
Аналогично говорят и в комитете по инвестициям. "В настоящее время “Чижик” остаётся уникальным концессионным проектом в сфере легкорельсового общественного транспорта, не превзойдённым и по уровню автоматизации, и по эффективности работы", — заявляют в пресс–службе ведомства.
"ДП" также направил запрос в комитет финансов.