Почти половина рабочих часов в софтверных компаниях приходится на удалёнку. Этот формат работы остаётся популярным, хотя его удобство для бизнеса под вопросом.
Ожидаемая доля человеко–часов в компаниях — разработчиках ПО, которая будет приходиться на удалёнку, по итогам 2023 года составит 44%. Это на 2 процентных пункта больше, чем годом ранее, но заметно меньше, чем в 2021 году. Тогда процент удалёнки составлял 55%, говорится в исследовании РУССОФТ.
В 2022 году произошло значительное сокращение удалёнки в IT–отрасли. Чаще всего людей возвращали в офисы компании, которые разрабатывают программные продукты, имеют оборот менее 375 млн рублей, долю экспорта менее 50% и расположены за пределами Москвы и Петербурга. А вот в 2023 году востребованность удалёнки снова возросла из–за релокации специалистов.
Удалённый формат работы сотрудников IT–компаний остаётся популярным, указывает Светлана Сансевич, административный директор группы "Рексофт". Наличие такой опции является весомым критерием при выборе работы. "Однако многие крупные игроки серьёзно смотрят на вопрос контроля загруженности сотрудников и в принудительном формате возвращают людей в офисы, несмотря на объективные экономические выгоды удалёнки", — говорит она.
Ольга Звагольская, руководитель инсорсинговых направлений ГК Itglobal.com, не согласна с тезисом о выгодности удалёнки. "Топ–менеджмент многих лидирующих на рынке компаний уже пришёл к выводу — полностью удалённый формат работы больше не актуален. В условиях стремительно растущей отечественной IT–отрасли, когда со всех сторон зрелый бизнес “поджимают” энергичные команды–новички, проводящие целые дни за совместной работой по разработке и продвижению своих IT–продуктов, полностью удалённый формат становится всё более спорным решением", — подчёркивает она.
Известны случаи, когда сотрудники топовых компаний половину рабочего времени тратят на занятость в сторонних проектах, которые они взяли без ведома основного работодателя.
При этом оба эксперта сходятся в том, что оптимальный вариант работы — гибридный, когда сотрудник пару дней в неделю проводит в офисе, а остальные — дома. Светлана Сансевич считает, что особенно актуально это для таких чувствительных сфер, как информационная безопасность и работа с объектами критической информационной инфраструктуры.
Ольга Звагольская говорит, что в их компании сохранён гибридный формат работы. "Полностью удалённый формат возможен только для тех, чью производительность и эффективность легко измерить в рамках информационных систем, поддерживающих бизнес–процессы сотрудника (KPI)", — поясняет она. Полная удалёнка запрещена руководителям, тем, кто работает с клиентами, с оборудованием, и тем, кто должен непосредственно взаимодействовать с коллективами группы компаний.