Евросоюз закрыл границы для автомобилей с российскими номерами. В чём смысл этого запрета и пойдёт ли Москва по "зеркальному" пути — в материале "ДП".
Всю неделю еврочиновники погружались в тонкости собственного санкционного законодательства. По итогам этих разбирательств пять стран ЕС — Латвия, Литва, Эстония, Финляндия и Польша — запретили въезд машинам, зарегистрированным в РФ. Как оказалось, это не новые санкции, а дополнение к старым.
"Это не новый запрет, он действует уже достаточное длительное время. У нас есть 11 пакетов санкций, они сложные. И мы регулярно разъясняем их, чтобы помочь странам-членам", — признал представитель Еврокомиссии (ЕК) Балаш Уйвари.
Санкции с "апдейтом"
Изначально разъяснения потребовались в связи с уже известными случаями конфискации российских машин в Германии. Еврокомиссия фактически поддержала действия немецких властей. Из материалов ЕК следовало, что изъятию подлежит целый список личных вещей от автомобилей до одежды, телефонов, косметики и средств гигиены, которые, по версии еврочиновников, могут быть использованы россиянами для обхода уже действующих санкций. Такая широкая трактовка вызвала много вопросов, и функционерам ЕК пришлось объясняться повторно.
К середине недели стало понятно, что до раздевания на границе и конфискации туалетной бумаги всё-таки не дойдёт. Но зарегистрированные в России автомобили "с общим числом мест менее 10" так и остались под угрозой изъятия. При этом не имеет значения, используется ли автотранспорт в личных целях или выполняет коммерческие функции.
Страны Прибалтики первыми объявили о готовности следовать новым рекомендациям. Финляндия выдержала паузу, но в итоге тоже закрыла границу для личных авто, объявив об этом за несколько часов до вступления запрета в силу. С 17 сентября запрещает въезд Польша.
"Логика этих действий понятна. После А идёт Б, после Б идет В. Они ввели санкции и дальше есть два варианта: либо их отменить, либо углублять дальше. Они могут и вообще запретить нахождение россиян на своей территории", — допускает доцент кафедры политической психологии СПбГУ Александр Конфисахор.
Парковка в Вантаа опустеет
Больше половины пересечений границы на машине в первом полугодии 2023 года приходилось на Финляндию (52,8%), следует из открытых данных Погранслужбы ФСБ. Ещё 18,6% российских автомобилистов ехали в Эстонию, 11,7% — в Польшу, в Литву — 8,4%, в Латвию — 5%. Норвегию выбирали 3,4%, в основном чтобы через неё попасть в ту же Финляндию.
По данным Хельсинки, транспортные средства из России пересекают финскую границу примерно 5 тыс. раз в неделю. При этом 75% поездок совершают обладатели двойного гражданства, вида на жительство или семейных связей. Четверть приходится на владельцев нетуристических виз. В дальнейшем приезжать в Финляндию с номерами РФ смогут только граждане ЕС и их ближайшие родственники и дипломаты. Остальным дали полгода, чтобы перерегистрировать или вывезти авто с подсанкционным номером.
За сутки с 8:00 14 сентября по 8:00 15 сентября российские таможенники насчитали на автомобильных пунктах пропуска в Финляндию 546 легковых авто. Из них только 134 зарегистрированы в России.
На финской стороне начали уточнять у водителей постоянное место жительства уже за несколько часов до вступления запрета в силу. К тому моменту на МАПП Брусничное машин с российскими номерами практически не было, пишут очевидцы в тематических чатах.
Потери от "апдейта" санкций уже подсчитывают лицензированные перевозчики, которые занимались трансфером россиян в соседние страны на легковых автомобилях. Представители таких компаний жалуются в туристических чатах на то, что у многих перевозчиков, не только российских, но и, например, эстонских, номера РФ имела половина машин в парке. Автовладельцы прощаются с деньгами, потраченными на европейскую страховку. Пассажиры, которым придётся пересесть на автобусы и микроавтобусы, морально готовятся к подорожанию билетов и дефициту свободных мест. Автоперекупщики предвкушают рост числа объявлений о продаже машин.
"Эх, парковка в Вантаа опустеет... Там одни русские номера стояли", — сокрушаются путешественники в чатах.
Куда дальше
Люди, которые внимательно следят за международной повесткой, ждут присоединения к запрету Норвегии, которая хоть и не входит в ЕС, но обычно поддерживает соседей. Тем более что финны пообещали усилить контроль за транспортом, въезжающим с норвежской территории.
Пока не решили, что делать с российскими авто, власти Болгарии. На сегодняшний день машины россиян в этой стране не останавливают. В Австрии допустили возможность проверок, в том числе в связи с положениями об эмбарго, но пока нет данных об арестах машин и конфискации в этой стране. Испанские чиновники расплывчато пообещали не конфисковывать имущество не попадающих под персональные санкции россиян. По неофициальным данным, не планируют изымать российские машины в Италии.
"Во всех странах ЕС не стоит этого ждать. Те государства, которые допускают въезд по туристическим визам граждан России (Греция, Кипр, например), едва ли станут что-то конфисковывать, если только это не вещи, подлежащие декларированию", — уверен доцент кафедры экономики, руководитель магистерской программы "Финансовые инструменты в экономике" РАНХиГС Санкт-Петербург Артём Голубев.
Не у кого конфисковывать
Российские власти пока не определились с ответными мерами, лишь обозначив несколько возможных сценариев. Сенатор Андрей Клишас предложил ввести "зеркальные меры" — исключительно для того, чтобы "донести абсурдность подобных ограничений" до еврочиновников.
Впрочем сторонников у такого метода немного. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков осторожно выразил надежду, что Россия "не будет опускаться до подобного уровня".
"Нам особо не у кого конфисковывать. С целью туризма к нам из Европы почти никто не едет. А по рабочим поездкам можно приезжать в Россию без какого-либо стоящего имущества", — отмечает Артём Голубев.
Кроме того, любые законодательные меры по "зеркальной" конфискации едва ли напугают Европу, учитывая, что пока поток граждан в основном идёт из России в Европу, а не наоборот, уверен эксперт.
"Мы привыкли давать симметричный ответ. Но есть один момент — это за границей много машин с российскими номерами. А в Петербурге и Ленобласти сейчас практически не видно автомобилей из стран Прибалтики, с финскими или датскими номерами. Это, максимум, повлияет на тех, кто заскакивает за дешёвым бензином", — согласен и Александр Конфисахор.
Из-за границы сейчас приезжают лишь те, кто "ценит и любит Россию", уверен замглавы Совбеза Дмитрий Медведев. Вводить санкции против таких людей нет смысла, поэтому политик бескомпромиссно выступил за разрыв дипломатических отношений. Правда, такой вариант выглядит ещё менее вероятным, уверены эксперты, ведь разрыв дипотношений фактически означал бы объявление войны, на что недвусмысленно намекнул и сам замглавы Совбеза.
Ещё капелька
Несмотря на широкий резонанс, для большинства россиян нововведения могут остаться лишь частью негативного информационного фона.
"Для очень многих людей, которые не знают, что такое заграница, не знают, что такое Финляндия, кроме того что теперь эта страна — член НАТО, никогда в Финляндии не были и не мечтали, это совершенно не интересная информация. В лучшем случае они будут смотреть федеральные каналы и охать, какие все в ЕС плохие", — полагает Александр Конфисахор.
Но даже и те, кто имел возможность путешествовать, за последние годы были вынуждены отказаться от многих привычек.
"Уже невозможно получить визу, невозможно оплачивать покупки, невозможно бронировать, имея нашу карту. Это ещё одна дополнительная капелька для тех, кто в силу каких-то причин имеет возможность туда ездить, в том числе на своём личном транспорте", — уверен Александр Конфисахор.