Фестиваль "Архитектон" стал самым успешным PR–проектом петербургских зодчих. Его хотят чередовать ещё с одной биеннале.
Завершившийся в минувшие выходные фестиваль "Архитектон" обозначил новые реалии жизни архитектурного сообщества Петербурга. Раньше "Архитектон" был просто смотром–конкурсом, выставкой новых проектов в нескольких залах Дома архитектора. Теперь, после перерыва на пандемию, организаторы в городском Союзе архитекторов сознательно решили изменить формат мероприятия — превратить его в большой фестиваль наподобие московского "Зодчества". Об этом рассказал "ДП" руководитель архитектурного бюро "Я. К." Александр Кицула. Площадкой выбрали Конногвардейский манеж.
Переформатирование пошло "Архитектону" на пользу, соглашаются другие петербургские архитекторы (как участники мероприятия, так и наблюдатели). По словам руководителя собственной мастерской Максима Атаянца, самой большой проблемой архитектурного сообщества прежде была зацикленность на себе. Контакт с людьми отсутствовал. С этой точки зрения несомненное достижение — попытка вступить в диалог с городом. Интересной находкой была экспозиция архитектурной графики позднесоветского времени, так что посетители могли видеть, как выглядели знакомые им здания.
Архитектуру надо "подсвечивать" на уровне города, главное, что мероприятие вышло за рамки архитектурного конкурса и привлекло внимание горожан, поделился с "ДП" руководитель архитектурно–строительного бюро Ingmar Architects Ингмар Витвицкий.
По оценкам игроков рынка, в событии могло принимать участие около 5о архитектурных мастерских. Однако в процессе организации такого крупного мероприятия неминуемо возникали недопонимания, и некоторые компании в итоге в Манеже замечены не были. В этом можно услышать отзвуки разногласий, которые возникали между Союзом архитектором и Объединением архитектурных мастерских. Особенно обострились они в начале 2022 года, когда ряд мастерских вышли из ОАМ, а на замену им были приняты новые. Объединение в прошлом году проводило своё похожее мероприятие — биеннале "Архитектура Петербурга".
Публично архитекторы говорят, что сейчас как такового конфликта нет. "Все работают на едином рынке", — сказал "ДП" руководитель бюро "Интерколумниум" Евгений Подгорнов. Соответственно, каждый может выбирать, на каких площадках ему выставляться — "Зодчества", ОАМ или "Архитектона".
Достигнута предварительная договорённость, что если "Архитектон" будет и дальше проводиться в таком масштабном формате, то он станет чередоваться с биеннале, которую проводит ОАМ. Таким образом, у горожан появится возможность каждый год участвовать в большом архитектурном празднике, рассказал "ДП" руководитель архитектурной мастерской "Б2" Феликс Буянов. Впрочем, он в любом случае не видит конкуренции. ОАМ — это объединение юрлиц. Но их возглавляют физлица — члены Союза архитекторов, отметил зодчий. При этом он заметил, что на "Архитектоне" "расценки (за участие. — Ред.) для многих коллег оказались высоковаты".
"Выставка “Архитектон” — свидетельство того, что архитектура в Петербурге развивается, активно омолаживается и возвращается в русло современных трендов архитектуры модернизма", — отметил в комментарии "ДП" главный архитектор бюро "Горпроект" Филипп Никандров. Он участвовал в одной из ключевых дискуссий в рамках "Архитектона" — о высотном строительстве в Петербурге. Все участники сошлись во мнении, что такое строительство не только возможно, но даже необходимо, а спор идёт лишь о том, как строить новые высотные доминанты — как одиночные или в виде кластеров.
Что касается выставки, то она, по мнению Никандрова, оригинально спланирована и выглядела впечатляюще, что является несомненной заслугой организаторов. Две медиастены располагались по сторонам на первом этаже вместо традиционных планшетов. По ним перемещались изображения проектов и концепций. А на втором этаже были выставлены "олдскульные" кальки и принты фасадов и высокохудожественных перспектив от мэтров ленинградской архитектуры 1970–1980–х годов, эпохи честного советского модернизма.
Выставка как бы косвенно свидетельствует о конце смутной эпохи "капромантизма" (правившей в городе почти три десятилетия) и возвращении к корням ленинградской архитектурной школы. Руководитель реставрационной компании "АСМ" Алексей Михайлов в комментарии "ДП" отметил, что некоторые темы и приёмы на "Архитектоне" выглядели повторением (он уже видел их на других выставках), но дизайн получился интереснее, чем на прошлогодней биеннале ОАМ.