Российские чиновники нещадно эксплуатируют свою фантазию в поисках новых источников денег для казны. Вчера стало известно, что они готовятся ввести "плавающие" таможенные пошлины на широкую номенклатуру экспортируемых товаров, привязанные к курсу доллара США по отношению к рублю.
Как сообщил Интерфакс со ссылкой на свои источники, в правительстве РФ недавно прошло совещание, по итогам которого было признано целесообразным ввести "плавающие" пошлины при курсе от 80 рублей за доллар уже с 1 октября текущего года. Размеры пошлины пока не определены, в разных редакциях проекта при курсе 80–85 рублей предусмотрена ставка 3% или 4% от таможенной стоимости, есть варианты и по верхней планке: 5,5% при курсе выше 90 рублей, или 5,5% при 90–95 рублях, и 7% при курсе выше 95, как сейчас. Предполагается, что под действие пошлины не будут подпадать нефть и газ, зерно, лом металлов, лесоматериалы, а также ещё ряд позиций. Видимо, пока считается, что экспортёры этих товаров и так обложены налогами и сборами в достаточной степени.
Один из источников агентства говорит, что пошлины планируется ввести до 31 декабря 2024 года, другой — что речь идёт пока о краткосрочном варианте, с 1 октября и до конца 2023 года. Впрочем, нам ли не знать, что к подобным инициативам как нельзя лучше подходит афоризм: "нет ничего более постоянного, чем временное".
После введения вышеописанных пошлин, видимо, благополучие бюджета будет ещё прочнее завязано на курс рубля: чем он слабее, тем лучше. В свете этого все заявления чиновников о том, что надо бороться с высокой волатильностью на внутреннем валютном рынке, следует воспринимать с большой долей скепсиса. Потому что если государство и заинтересовано в какой-то стабильности рубля, то только на как можно более низком уровне по отношению ко всем валютам.
Спекулянтов, которые играют на понижение рубля, на официальном уровне принято ругать: они, мол, наживаются, пока народ беднеет из-за растущей инфляции. Неофициально же их следует поощрять и даже, возможно, награждать. Ведь благодаря их усилиям бюджетный дефицит в 2023 году имеет все шансы остаться в пределах запланированных в законе 2%. О том, как себя при этом будут чувствовать рядовые потребители, для которых импорт становится всё более недоступным, а также бизнес, инвестирующий в оборудование и технику, чиновники подумают позже.