Реализация транспортной реформы — в активной стадии: в текущем году произошло множество изменений, призванных сделать передвижение по городу более комфортным. О результатах и перспективах "ДП" рассказал заместитель председателя Комитета по транспорту Дмитрий Ваньчков.
В этом году Петербург активно делится своим опытом с другими регионами — причём не только российскими — по вопросу создания комфортных условий для всех участников дорожного движения и повышения уровня его безопасности. Какая база кейсов уже сформирована по данному направлению за прошедшие 8 месяцев 2023 года? Какие проекты в особой зоне внимания?
— Да, действительно, мы сейчас активно делимся опытом с коллегами не только из российских регионов, но и из зарубежных стран. В рамках саммита "Россия – Африка", в частности, я в диалоге с министрами транспорта африканских стран затрагивал вопросы автоматизации и цифровизации на транспорте. Обсуждали и платную парковку. Отвечая на ваш вопрос, сегодня это по-прежнему один из приоритетных и социально значимых проектов Петербурга, где поэтапное расширение зоны платной парковки происходит в связи с высоким уровнем автомобилизации населения — в городе зарегистрировано уже свыше 2 млн автомобилей.
До того как платная парковка пришла в исторический центр Петербурга, транспортные средства могли простаивать вдоль улиц по 8–10 часов. К тому же частым явлением на дорогах была хаотичная парковка: автомобилисты парковались в два, а то и в три ряда. К настоящему моменту ситуация на дорогах значительно улучшилась. Улицы стали свободнее от личного транспорта, а время стоянки автомобилей в платной парковочной зоне сократилось в 4–5 раз. Соответственно, сократилось время вечернего часа пик и общего автомобильного потока в центр.
У нас появилась отработанная схема взаимодействия с районными администрациями и местными жителями, а также социальными учреждениями перед введением зоны платной парковки. Это позволяет оценить реальные потребности жителей и особенно граждан с ограниченными физическими возможностями в парковочных местах. С этого года на стадии подготовки к введению зоны платной парковки в том или ином районе мы создаём рабочие группы и буквально каждую улицу обходим пешком, чтобы сравнить разработанный проектировщиками проект платной парковки с фактической обстановкой на улично-дорожной сети.
Дмитрий Ваньчков, заместитель председателя Комитета по транспорту
Насколько отлаженно сегодня работает механизм синхронизации различных проектов, являющихся частью транспортной реформы?
— Безусловно, решение вопроса по совершенствованию транспортной системы Петербурга рассматривается комплексно. Такой подход позволяет с максимальным эффектом регулировать транспортные потоки в центр города, организовать упорядоченную парковку и обеспечивать приоритет общественному транспорту.
Например, при введении платной парковки в том или ином районе мы пересматриваем схему дорожного движения, приводим её в соответствие с ГОСТом.
При этом смотрим на существующую дорожную ситуацию, оцениваем, что необходимо, перераспределяем потоки. Особое внимание уделяем совершенствованию работы общественного транспорта. Там, где он раньше "стоял", делаем так, что он едет. Показательный пример — Петроградский район, Колтовская слобода. Там нами полностью была переработана схема дорожного движения при введении платной парковки. В результате стало лучше и жителям, и автомобилистам, и наземному общественному транспорту.
Также расширение зоны платной парковки немыслимо без развития сети городских и перехватывающих автостоянок и велоинфраструктуры. В этом году мы приступили к разработке велоконцепции до 2030 года — это единая комплексная программа развития соответствующей инфраструктуры, включающая в себя как аналитическую информацию, так и программу развития веломаршрутов в Северной столице. Кстати, новый появится в текущем году — от улицы Коллонтай до Дальневосточного проспекта.
Как оптимизации процессов способствуют цифровые решения? И планируется ли более интенсивное применение современных технологий в транспортном планировании?
— Развитие и внедрение цифровых технологий сегодня, действительно, значительно ускоряет и повышает качество услуг на транспорте. В городе уже более 10 лет существует государственная информационная система "Транспортная модель Санкт-Петербурга". Это важный инструмент прогнозирования и математического моделирования перераспределения транспортных и пассажиропотоков, причём при различных сценариях развития транспортной системы и поведения жителей. Сегодня все решения, направленные на развитие транспортной инфраструктуры, проверяются при помощи этой системы.
Ещё один инструмент, широко применяемый нами на сегодняшний день, — имитационное моделирование ситуации с применением программного обеспечения. Благодаря ему мы можем определять, как изменится движение транспортных и пешеходных потоков, если поменяется схема дорожного движения.
Микромоделирование позволяет понять, насколько снизится пропускная способность участка сети, узнать длину транспортных очередей в результате уменьшения количества полос движения, получить среднюю скорость движения транспортного потока и среднее время задержки движения на единицу транспорта. Полученные результаты дают нам возможность оценить риск возникновения транспортных заторов и оптимизировать работу светофорных объектов.
Всё это нами активно используется в работе. И мы продолжаем развивать инструментарий, в том числе с учётом перехода на полностью отечественное программное обеспечение.
Если говорить о применении цифровых решений, которые помогают непосредственно пассажирам, то, в первую очередь, это созданный нами в прошлом году Портал общественного транспорта. С его помощью можно удобно построить маршрут из точки "А" в точку "Б", узнать актуальную информацию о действующих маршрутах, расписаниях и способах оплаты проезда в городском транспорте.
В мае текущего года мы запустили в работу Личный кабинет пассажира. Новый сервис позволяет производить отложенное пополнение "Подорожника" и отслеживать историю своих поездок в общественном транспорте.
В перспективе — создание виртуального билета и мобильного приложения для оплаты проезда.
Эффект, получаемый Петербургом, наверное, можно разделить на два блока: конкретные статистические данные и элементы "более высокого порядка" — восприятие города, повышение культуры участников дорожного движения, экология и т. д.?
— Если говорить о влиянии платных парковок на транспортную систему города, то плата за размещение транспортных средств способствует постоянной сменяемости автомобилей на одном парковочном месте. Так, за время функционирования зоны платной парковки в Петербурге этот показатель увеличился втрое. То есть мы теперь наблюдаем наличие свободных мест в историческом центре. Поскольку появились свободные места, то теперь практически нет парковки автомобилей вторым рядом, что влияет в свою очередь на уменьшение заторовых ситуаций. Также существенно уменьшилось количество нарушений в виде парковки на тротуарах.
Мы наблюдаем значительное снижение загрузки дорог. Например, в июне 2023 года по рабочим дням с 8:00 до 20:00 показатель перегруженности дорог в зоне платной парковки снизился больше чем на 20% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. А в июле средняя скорость движения транспорта выросла до 24,21 км/ч.
Уже даже есть результат введения платной парковки в Петроградском районе с 1 июля 2023 года. Только за первый месяц её работы средняя скорость на всей улично-дорожной сети в районе выросла на почти на 1,2% и составила 26,14 км/ч, а на магистральных дорогах района — в 2 раза больше, на 2,4%. При этом показатель перегруженности дорог на территории платного парковочного пространства в Петроградском районе в июле 2023 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года снизился почти на 20%.
Если же брать во внимание общий фон, который сложился вокруг реализации проекта, то мы видим, как меняется восприятие самих жителей. Многие отказались от поездок в центр на личных автомобилях и пересели на общественный транспорт. Это демонстрируют результаты увеличения пассажиропотока на станциях метро, расположенных в границах платной парковки. Ну и конечно, с введением платных парковок город преобразился, улицы стали свободными и аккуратными. Хочется, чтобы как можно больше петербуржцев осознавали значимость платных парковок для нашего уникального города.
Какая зона самая востребованная — и не означает ли это, что для неё рассматривается возможность введения круглосуточного режима?
— Сейчас вариант введения круглосуточной платной парковки не рассматривается. Наша задача в настоящий момент — завершить расширение платного парковочного пространства в центре города, а именно ввести платную парковку в Василеостровском районе и на Крестовском острове, далее мы будем мониторить работу всей зоны ЕГПП.
Вы уже сказали, что теперь есть отработанная схема подготовки к нововведениям и работы с местным населением, — что именно изменилось в процедуре?
— Зона платной парковки уже давно не является новшеством для Петербурга. С 2020 года в городе началась работа по администрированию платного парковочного пространства — на тот момент в него входило 27 улиц Центрального района.
Что касается подготовки к открытию новых зон, то в текущем году — при расширении платной парковки на Петроградский и Василеостровский районы, нами было принято решение начать приём заявок на оформление парковочных разрешений жителей за два месяца до начала запуска новых парковочных зон, а не за месяц, как это было ранее.
Также, как я уже упоминал выше, мы ввели практику по созданию совместных межведомственных рабочих групп для пеших обходов улиц и всестороннего изучения потребностей жителей в парковочных местах перед введением в районе платной парковки. В зоне особого внимания — расположение социальных объектов, которые посещают люди с ограниченными возможностями. Совместно с районными администрациями велась работа и по адресному оповещению жителей о введении платной парковки.
Вообще информирование — один из главных наших инструментов, поэтому у нас налажена эта работа не только с администрациями, но и ТСЖ, муниципалами. Привлекаются также волонтерские объединения для всестороннего оповещения горожан о грядущих изменениях.
"Гайки" тоже закручиваете? Как ведёте борьбу с нарушителями?
— Контроль за соблюдением правил пользования платным парковочным пространством ведётся ежедневно с 8:00 до 20:00. Фиксацию нарушений, связанных с неоплаченной парковкой, осуществляют автомобили парковочной инспекции, оснащённые автоматическими комплексами "Дозор-М3". Они фотографируют госномера припаркованных в зоне платной парковки транспортных средств. Далее эти снимки в режиме реального времени поступают в центр обработки данных ГИС ЕГПП. В случае, если транспортное средство было зафиксировано на парковке в отсутствие оплаты сессии, составляется проект протокола об административном правонарушении. Размер штрафа — 3 тыс. рублей.
По тому же принципу работают стационарные комплексы фотовидеофиксации, которые были установлены нами в рамках пилотного проекта на улице Рубинштейна. Они начали работу с 1 сентября. Впоследствии такую практику поэтапно будем вводить на наиболее загруженных участках улично-дорожной сети.
Кроме того, улицы в зоне платной парковки совместно с "Дозорами" патрулируют специалисты отдела фиксации, которые выявляют автомобили с закрытыми государственными регистрационными номерами и убирают с них посторонние предметы. Узнать сотрудников можно по специализированной брендированной форме. Они передвигаются по заранее утверждённым маршрутам и оснащены видеорегистраторами.
А с весны текущего года в зоне платной парковки ведётся ежедневная работа по эвакуации машин, которые припаркованы со снятыми госномерами. Также усилен контроль за парковкой автомобилей на инвалидных местах — мы выявляем нарушителей, а сотрудники ГИБДД эвакуируют незаконно припаркованные машины.
Особая зона интересов для широкой аудитории — тарифы, возможные послабления, система штрафов и, конечно, поминутная оплата со второго часа, которая введена с осени…
— В Петербурге созданы лояльные условия для пользования платным парковочным пространством. Стоимость 1 часа стоянки автомобиля для нерезидентов и тех, у кого нет абонемента, составляет 100 рублей для автомобилей категории В, 39 рублей — для ТС категории А и М, 198 рублей — для машин категории С. Действуют бесплатные 15 минут с момента остановки автомобиля. По окончании парковочной сессии продлить/оплатить заново стоянку необходимо в течение 10 минут. Бесплатный период для всех — ежедневно с 20:00 до 8:00.
С 1 сентября заработала поминутная оплата со второго часа. Внести её можно заблаговременно — одновременно с оплатой за первый час стоянки или непосредственно до окончания периода уже оплаченного времени. В случае, если стоянка продлится меньше по времени, чем оплаченный период после первого часа, то неиспользованные деньги вернутся на счёт в мобильном приложении.
Поминутно оплатить сегодня можно при помощи нескольких способов:
- через мобильное парковочное приложение "Парковки Санкт-Петербурга";
- по СМС на короткий номер 3065 (оплата данным способом доступна для абонентов МТС, Мегафон и Билайн);
- через личный кабинет на официальном сайте парковочного пространства Санкт-Петербурга;
- через паркомат.
Самые частые поводы для штрафа:
- за неоплаченную парковку;
- внесение платы позднее, чем через 15 минут после размещения транспортного средства на парковочном месте;
- оплата парковочной сессии с временным разрывом при непрерывном нахождении на одном и том же парковочном месте;
- оплата парковочной сессии с некорректно введенным государственным регистрационным знаком ТС;
- оплата некорректной зоны платной парковки.
Оплатить штраф необходимо в течение 60 дней с момента оформления постановления. Сделать это можно на портале Госуслуг, в любом банке или приложении банка. В свою очередь, неуплата штрафа в срок может повлечь принудительное взыскание средств судебными приставами.
А в какой стадии проект дифференцированного тарифа в зоне платной парковки?
— Повторюсь, сейчас наша задача — завершить проект по введению в центральных районах Петербурга платной парковки, поэтому об изменениях в тарифах пока преждевременно говорить.
Растёт ли востребованность перехватывающих автостоянок? И как это характеризует возможные трансформации в ситуации на дорогах в ближайшем будущем?
— Перехватывающие автостоянки — часть транспортной реформы, направленной на популяризацию общественного транспорта и уменьшение въездного потока личных автомобилей в центральные районы. "Перехваты" обустраиваются в непосредственной близости от конечных станций метро, крупных станций пересадок наземного транспорта, в том числе железнодорожного. Они пользуются популярностью, поскольку помогают автомобилистам по пути на работу избежать пробок и сократить время на дорогу из отдалённых районов города в центр. Сегодня в городе функционируют 20 перехватывающих автостоянок более чем на 2 тыс. парковочных мест.
Стараемся создавать "перехваты" там, где это необходимо, но надо понимать, что у давно построенных станций метро уже существует плотная застройка. Тем не менее нам удалось зарезервировать земельные участки с максимально полезной площадью и возможностью размещения как можно большего количества автомобилей у всех проектируемых и строящихся станций метро.
В рамках контрактов, заключённых в 2023 году, ведутся проектно-изыскательские работы по созданию одной городской автостоянки и одной перехватывающей автостоянки в Невском районе на улицах Коллонтай и Юннатов соответственно; одной перехватывающей автостоянки в Приморском районе на Фермском шоссе, одной городской автостоянки в Адмиралтейском районе на Загородном проспекте и двух городских автостоянок в Кронштадтском районе на Цитадельской дороге. Проектирование автостоянок завершится до конца текущего года, кроме автостоянки на Фермском шоссе — там срок 28.03.2024. После этого будет известна вместимость и сроки строительства.
Сейчас ведётся строительство перехватывающей автостоянки у станции метро "Шушары". Её вместимость составит 289 машино-мест, из них 49 — для размещения транспортных средств инвалидов и перевозящих их лиц и 12 — для стоянки автобусов. Завершить строительство парковки планируется в конце текущего года.
То, что точно набирает популярность, — использование средств индивидуальной мобильности (СИМ). При этом Петербург в данном вопросе во многом первопроходец. Самый яркий показатель, наверное, — налаженный диалог с кикшеринговыми компаниями?
— Электросамокаты действительно приобрели большую популярность в нашем городе за последние несколько лет.
В 2021 году Петербург первым в России заключил соглашение о взаимодействии с кикшеринговыми компаниями и определил основные принципы их работы на территории города. В документе описаны ограничительные меры, которые должны соблюдать операторы кикшеринга. В текущем году комитет по транспорту подписал соглашение с четырьмя сервисами аренды самокатов: Whoosh, Urent, Buzyfly и "Яндекс Go".
По поручению губернатора Петербурга совместно с районными администрациями и сервисами проката нами проведена большая работа по регулированию вопросов эксплуатации электросамокатов. Наша общая цель — повышение уровня безопасности дорожного движения, снижение количества нарушений ПДД, создание комфортных условий для всех: пользователей самокатов, пешеходов, автомобилистов, кикшеринговых компаний.
В результате в этом году в уже подписанное соглашение были внесены дополнительные положения. Так, на 90 улицах в центре города ограничена скорость передвижения СИМ до 15 км/ч, на территории Марсова поля и семи улицах в Кронштадте — до 10 км/ч, в то время как в ПДД — 25 км/ч. Пополнен перечень зон, где движение ограничено. На 27 улицах Петроградского, Василеостровского, Центрального и Кронштадтского районов введён запрет парковки самокатов.
Кстати, новые правила по использованию самокатов вступили в силу лишь 15 августа — но уже можно видеть первый результат?
— Правила по использованию самокатов в Петербурге действуют с 2021 года, когда мы начали заключать соглашение с кикшеринговыми компаниями. 15 августа совместно с операторами проката мы добавили в соглашение дополнительные ограничения для повышения безопасности движения. А в текущем месяце мы установили на Адмиралтейской и Дворцовой набережных первые дорожные знаки 3.35, запрещающие движение на любых самокатах: частных и арендных. Сейчас совместно с депутатами ЗакСа ведётся работа над законопроектом, где в том числе будет урегулирован вопрос с размещением самокатов на специально отведённых площадках, выделенных городом под эти цели. Рассматривается инициатива и по регистрации электросамокатов в ГИБДД.
Свою работу ведут и сами кикшеринговые компании — за текущий сезон выставлено 2300 штрафов, 1,5 млн предупреждений пользователям, 7200 пользователей были заблокированы и не смогут пользоваться прокатом электросамокатов.
Мы надеемся, что со временем статистика нарушений начнёт снижаться, а пользователи самокатов станут более ответственно подходить к вопросу безопасного вождения СИМ. Но мы также должны понимать, что, какие бы город ни вводил ограничения, порядок на дорогах — это личная ответственность каждого участника дорожного движения.
И это, как говорится, часть проблемы. В каком направлении продолжится работа по регулированию данного сегмента?
— Сегодня как раз необходимо работать в направлении повышения культуры вождения самокатов, соблюдения правил дорожного движения, создания условий для регулирования и контроля. Поэтому комитет по транспорту реализует эту задачу совместно с кикшеринговыми компаниями — чтобы самокат стал безопасным средством передвижения. При нашей поддержке в Петербурге открыты школы вождения, инициированные сервисами Whoosh и Urent. Ещё одну организовал "Яндекс Go".
Открытие школ вождения — продолжение большой кампании в сфере безопасности поездок на электросамокатах среди пользователей кикшеринга, проводимой сегодня в Петербурге.
В 2023 году также, можно сказать, будет дан старт новой эпохе в развитии велоструктуры? Или пока всё же рано об этом говорить?
— Стараясь удовлетворить запросы горожан, мы ежегодно увеличиваем протяжённость сети городских веломаршрутов. Эта работа непосредственно связана с возможностями улично-дорожной сети и исторической застройки. Безусловно, при развитии сети велосипедных маршрутов в первую очередь делается упор на создании обособленных велосипедных дорожек. Однако с учётом планировочных особенностей Петербурга их размещение не всегда и не везде представляется возможным. Там, где условия не позволяют разместить конструктивно обособленные велодорожки, создаются велопешеходные — с разделением движения пешеходов и велосипедистов или с совмещённым движением.
В настоящее время продолжается разработка Концепции развития велоинфраструктуры и велодвижения на период до 2030 года. Документ будет содержать перечень основных направлений будущих велосипедных маршрутов с учётом планов социально-экономического и градостроительного развития Петербурга. При этом для каждого маршрута будет определён тип велосипедной инфраструктуры: велополосы, велодорожки, велопешеходные дорожки и т.д.
Также будет составлен прогноз трафика велодвижения по разработанной сети велосипедных маршрутов и подготовлены предложения по их интеграции в систему пассажирского транспорта. Кроме того, будут учтены предложения жителей по результатам проведённого социологического опроса. Срок создания документа — ноябрь 2023 года.
В этом году в Петербурге проходит большое количество масштабных мероприятий, в связи с проведением которых меняются схемы движения транспорта. Как организован процесс планирования ограничений и перекрытий дорог, какие сложности могут возникают при их реализации?
— Мы, в первую очередь, исходим из общегородского плана мероприятий, который ежегодно формируется на основании заявок от исполнительных органов власти. Речь идёт о координационном графике введения ограничений. Основные критерии для его формирования — минимизация заторов и изменений в действующую маршрутную сеть наземного общественного транспорта, обеспечение транспортной доступности территорий вблизи зон введения ограничений.
Действуем мы на основе заявок от организаторов мероприятий. Для каждого из них формируется и утверждается свой проект организации дорожного движения. Если возникает новое мероприятие, не включённое в план, тогда наш Центр транспортного планирования всесторонне анализирует возможность проведения мероприятия и предполагаемые ограничения, чтобы они не пересекались с действующими ремонтами и перекрытиями, а также исходя из работы общественного транспорта.
Наиболее сложным является планирование транспортного обеспечения и ограничений дорожного движения при проведении крупных мероприятий международного уровня. Это обусловлено большим количеством участников и задействуемых объектов. В случае участия в мероприятиях лиц, подлежащих государственной охране, часть ограничений может по факту вводиться правоохранительными органами. Последние — непрогнозируемые, но именно они могут оказывать наибольшее влияние на работу транспорта. В таких условиях важную роль играет наш Центр управления транспортом при ГКУ "Организатор перевозок", в котором диспетчеры в режиме реального времени корректируют движение общественного транспорта.
Как вы в целом оцениваете эффект от тех изменений в транспортной сфере Петербурга, о которых рассказали?
— Всегда находятся скептики, которые не видят и не замечают положительные изменения. Обесценивают любые достижения, требуют всего и сразу. Транспортная система мегаполиса — это сложный живой организм. Последовательно, этап за этапом, мы осуществляем реализацию комплексной транспортной реформы. Обновляем и развиваем транспортную инфраструктуру, закупаем тысячи единиц нового современного подвижного состава всех видов общественного транспорта, расширяем маршрутную сеть, создаём приоритетные условия движению общественного транспорта на дорогах.
Положительный эффект ощутим для всех участников дорожного движения. Без сомнения, комплексный ответственный подход к развитию транспортной системы Петербурга доказал свою состоятельность и будет продолжен в будущем.