Жителей столичных мегаполисов, отправившихся на отдых в Сочи и не озаботившихся заранее покупкой обратных билетов, ждёт неприятный сюрприз. Стоимость перелёта может оказаться значительно выше, чем они заплатили за билет на юг.
По данным агрегаторов, авиабилеты на рейсы из Сочи в Санкт–Петербург, отправляющиеся в последнюю неделю сентября, достигли ценовой отметки 20 тыс. рублей, на некоторые дни даже перешагнув уровень 30 тыс. рублей. В то же время из Петербурга в Сочи в те же самые числа можно улететь прямыми рейсами за 4–6 тыс. рублей, то есть в 5–6 раз дешевле.
Аналогичная ситуация и в столице России. Если из Москвы в Сочи с 26 сентября по 1 октября можно вылететь за символические 1700–2000 рублей, то самый дешёвый вариант (на момент написания материала) в те же даты проделать обратный путь обойдётся уже в 16,3 тыс. рублей — с 13–часовой пересадкой в Минеральных Водах. За перелёт без промежуточных остановок придётся отдать уже порядка 20–25 тыс. рублей.
Железные дороги в ценовом плане более благосклонны к путешественникам. В рассматриваемый период, согласно данным системы бронирования РЖД, без особых проблем можно отправиться из Сочи в Петербург плацкартой за 5–6 тыс. рублей. Но стоит учитывать, что на прямые поезда билетов практически не осталось и, скорее всего, пассажирам придётся делать по меньшей мере одну пересадку.
Туда и обратно
Представители сервиса Aviasales в беседе с "ДП" отмечают, что всегда советуют брать билеты по очевидно отпускным направлениям, таким как Сочи, заранее. "Ситуация с тем, что билеты в Сочи стоят дешевле, чем из Сочи, не новая. Аналогичные паттерны видны и в прошлом году. В целом же можно сказать, что год к году есть некоторое повышение стоимости, в переделах 1–1,5 тыс. рублей", — рассказывают в пресс–службе компании, добавляя, что более валидно сравнивать можно будет только в октябре, а на данный момент ещё не все потенциальные пассажиры даже купили билеты.
Стоит отметить, алгоритмами динамического ценообразования, которые формируют тарифы на направления в зависимости от спроса, управляют даже не сами авиакомпании, а автоматизированные системы.
В механизме задействованы множество факторов, такие как направление, рыночная ситуация, сезонность и другие, сообщили "ДП" в пресс–службе авиаперевозчика Smartavia. Текущий ценовой разрыв связан в том числе и с временем, остающимся до вылета.
"Другими словами, если бы вы заказывали билет на данном маршруте в апреле, то, конечно, цена была бы намного меньше, чем та, которая выставлена за 7 дней до вылета. Поэтому пассажирам мы рекомендуем заранее планировать путешествия, что позволит сэкономить значительные средства", — говорят в компании.
По словам главного редактора портала Avia.ru Романа Гусарова, большая часть кресел на рейсах, последние билеты на которые сейчас стоят несколько десятков тысяч рублей, были выкуплены заранее по значительно меньшей стоимости, нежели мы видим сейчас.
“
"Когда бронируешь билеты с полётом туда–обратно, каждое плечо зачастую оказывается дешевле, чем при покупке только в одну сторону. Если бы люди, оформляя билеты в августе или июле, сразу купили бы их в оба конца, то два перелёта оказались бы по вполне разумной стоимости. Покупка в один конец в пик спроса на направление получается заметно дороже", — рекомендует эксперт.
Улететь хотя бы можно
Но у механизма динамического регулирования цен, который постепенно начали внедрять российские авиалинии ещё в 2012–2014 годах, есть и обратная, привлекательная сторона. До его введения наблюдения показывали, что от месяца к месяцу цены на авиабилеты только росли, а снижения на протяжении нескольких лет не наблюдалось вообще, напоминает исполнительный директор агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев.
Текущее положение, с одной стороны, позволяет авиакомпаниям обеспечить себе в целом приемлемую рентабельность, а человеку, в случае необходимости, возможность почти гарантированно улететь.
"Можно вспомнить советскую практику или опыт перевозок по субсидируемым направлениям. Да, цена на билеты на протяжении всего года не меняется. Да, она привлекательна. Но все билеты выкуплены, и улететь просто невозможно. Поэтому пассажир может выбирать, как говорится, меньшее из двух зол. Либо улететь дёшево, но не в те даты, которые ему нужны, либо дорого, но именно тогда, когда есть потребность", — объясняет Олег Пантелеев.
Таким образом, адаптивное ценообразование бросается в глаза, только когда на первый план выходит негативная сторона вопроса. Обычно же потребитель даже не задумывается, какая стоимость билета обеспечивает перевозчику минимальную маржинальность бизнеса, поэтому считает, что самый низкий тариф, который он когда–то видел, и есть "правильный", а всё, что больше, — завышение планки.