Петербургский судостроительный завод "Северная верфь" (входит в Объединённую судостроительную корпорацию, ОСК) отправил на ходовые испытания головной морозильный траулер-процессор проекта 170701 "Капитан Соколов". Из-за особенностей конструкции он имеет вид, похожий на касатку, и одновременно с этим является новейшим судном с безотходной рыбоперерабатывающей фабрикой на борту.
Тестирование основных систем жизнеобеспечения траулера продолжатся около двух недель. Испытания пройдут в Финском заливе в районе острова Гогланд, сообщила 2 октября пресс-служба "Северной верфи".
“
"Уникальный "рыбак" покинул достроечную набережную предприятия 29 сентября. В ходовых испытаниях принимают участие порядка 100 человек: сотрудники судостроительного завода, представители заказчика, Российского морского регистра судоходства и контрагенты "Северной верфи". Специалисты планируют провести манёвренные испытания, проверить скорость хода траулера, корректность работы судовых систем", — рассказали на предприятии.
Напомним, траулеры проекта 170701 спроектированы как самые современные и наиболее инновационные среди российских промысловых судов. Их особая форма носа не случайна: она увеличивает рабочее пространство, а также снижает удары встречных волн и степень обледенения корпуса. Длина траулера составляет 81,6 м, ширина — 16 м, водоизмещение — 5,5 тыс тонн. Максимальная скорость судна достигает 15 узлов, при этом оно имеет ледовый класс Ice2: то есть может ходить в условиях льдов толщиной до полуметра.
На борту траулера установлена рыбофабрика, которая позволяет не только замораживать филе и тушки рыбы (до 100 тонн в сутки), но и прямо в море изготавливать из них консервы (до 150 тонн в сутки). Этот процесс будет ещё и экологичным: без выброса отходов производства в открытое море, поскольку они измельчаются в рыбную муку.
Добавим, что проектом траулера предусмотрены другие экологичные и энергосберегающие опции. В том числе, это перераспределение тепла, которое выделяется при работе главного двигателя, — на обогрев помещений, в том числе кают. А электроэнергию, выделяемую траловыми лебедками, в режиме рекуперации планируется использовать для нужд судна, — что, в свою очередь, позволит экономить топливо.
Серия траулеров строится по заказу группы компаний "Норебо" для лова трески, пикши, минтая, сельди и других видов рыб в Северной Атлантике и на Дальнем Востоке. Головное судно заложили в ноябре 2019 года, спустили на воду в сентябре 2020-го.
Напомним, "Северная верфь" расположена в Кировском районе Санкт-Петербурга, занимая площадь около 100 га. Длина её достроечных набережных составляет около 1 км, на предприятии работает более 4 тыс. человек. Вместе с другими крупными предприятиями она составляет основу судостроительного кластера Санкт-Петербурга, в который входит более 40 верфей, проектных организаций и производителей судового оборудования. В основном эти предприятия входят в состав государственной ОСК. Их развитие поддерживают власти как на федеральном, так и на местном уровне.
На петербургских верфях создают корабли и суда, не имеющие аналогов в мире. С учётом проектных организаций, приборостроительных и машиностроительных предприятий, производящих судовое оборудование, в отрасли занято более 60 тысяч человек.
По официальным данным, сегодня на верфях города сформирован портфель заказов на ближайшие несколько лет. На разных этапах постройки находится 61 судно и военный корабль. Только в текущем году в Петербурге было заложено 6 кораблей и судов, а 5 — спущено на воду. А в сфере развития ледоколостроения и освоения арктического шельфа Санкт-Петербург и вовсе может претендовать на лидерство в стране.
Добавим, что согласно ожиданиям Минпромторга, российские верфи до конца 2023 года сдадут заказчикам 15 судов в рамках программы инвестиционных квот. Из них уже передано 8, и 7 ожидаются к сдаче, включая 5 рыбопромысловых и 2 краболовных судна. Всего в рамках первого этапа программы было заявлено строительство 105 "рыбаков" и краболовов, из них сдано 19, и 67 находится на разных этапах достройки.