Правительство РФ ещё не выработало инструментов для укрощения оптовых цен на бензин, но уже заверяет, что спекулянтов к экспорту больше не допустят.
Правительственный запрет на экспорт автомобильного бензина и дизельного топлива, введённый 21 сентября, на несколько дней сбил оптовые цены на нефтепродукты внутри России, однако уже через пару дней котировки на Санкт–Петербургской международной товарно–сырьевой бирже снова потянулись вверх.
К 25 сентября цена бензина Аи–92 снизилась до 55,451 тыс. рублей за тонну, цена Аи–95 — до 58,11 тыс., что на 21,3 и 23,1% соответственно меньше пиковых значений, сформировавшихся по итогам торгов 18 сентября. Но планомерный рост индексов начался уже 26–го.
Во всём виноваты спекулянты
Что делать с рынком в глобальном смысле — то есть как побороть текущий топливный кризис и не допустить подобной ситуации в ближайшем будущем, — похоже, пока так и не поняли даже на самом верху. Министр энергетики Николай Шульгинов 28 сентября в интервью ТАСС сообщил, что его ведомство и другие службы "в ежесуточном режиме" проводят мониторинг рынка для возможного принятия дополнительных оперативных мер.
"Скажу одно — ожидания быстрого снятия запрета экспорта топлива бесперспективны — мера будет действовать столько, сколько нужно для стабилизации топливообеспечения и цен", — заявил Шульгинов, не пояснив, однако, какие именно шаги приведут к этой стабилизации. Тем не менее, по словам главы Минэнерго, уже определено, что после отмены запрета возможность экспортировать нефтепродукты отнимут у тех, кто их не производит непосредственно, а занимается перекупкой.
Твёрдые намерения победить серый экспорт и "не допускать вымывания топлива с внутреннего рынка спекулянтами" декларировал и вице–премьер Александр Новак в ходе совещания президента Владимира Путина с правительством 27 сентября. "Это касается в первую очередь повышения заградительной пошлины для тех перекупщиков, которые не являются производителями нефтепродуктов, а покупают их для перекупки и поставки на экспорт. То есть мы введём заградительную пошлину — повысим её с 20 тыс. до 50 тыс. рублей за тонну", — объяснил Александр Новак. Также, по словам вице–премьера, рассматривается возможность повысить демпферный коэффициент, который с начала сентября был снижен на 50%, что должно увеличить эффективность поставок внутри страны.
Президент, в свою очередь, полагает, что уже существующие механизмы, применяемые в других сферах экономики, можно было бы использовать для регулирования нефтяной сферы. "У нас есть практика по другим отраслям, по удобрениям, допустим. Действительно, поставили на внутренний рынок необходимый объём, а потом зарабатывайте на внешнем. Ну есть же, работает. Ясно, что здесь есть своя специфика в нефтянке, но тем не менее большой разницы–то нет, надо только своевременно эти решения принимать, и всё", — рассуждает Владимир Путин.
Игра вдолгую
По мнению аналитика Freedom Finance Global Владимира Чернова, выработать один эффективный инструмент, который обеспечивал бы стабильность топливного рынка в разных геополитических и экономических обстоятельствах, невозможно. "Его необходимо постоянно корректировать под меняющуюся реальность. Государственное участие в регулировании рынка в текущей ситуации необходимо, но меры принимаются с небольшим опозданием, что создаёт резкие колебания на рынке и увеличивает инфляционное давление на экономику России", — отмечает эксперт.
В долгосрочной перспективе, полагает генеральный директор "НААНС — Медиа" Тамара Сафонова, для стабилизации рынка в качестве регулирующего механизма возможно установление предельных внутренних цен на нефть, оптовый сегмент и розничный рынок топлива с учётом использования коэффициентов "инфляция минус".
Бизнес для взрослых
Тем не менее независимые АЗС, больше всего страдающие от высоких оптовых цен на бензин и дизель, продолжают оставаться под давлением. В целом по стране на них приходится около 60% рынка, говорит глава Российского топливного союза Евгений Аркуша. "Там, где ликвидный рынок, там нефтяные компании всё раскупили. Там, где менее ликвидный, реализация не очень большая, превалируют независимые", — объясняет эксперт.
В Петербурге российским вертикально интегрированным нефтяным компаниям (ВИНК), которые не покупают бензин на бирже, а контролируют всю цепочку от добычи нефти до реализации топлива на АЗС, принадлежит подавляющее большинство заправок. Ещё более их доминирование усилилось в прошлом году после исхода иностранного бизнеса из РФ. Например, часть точек канадского бренда Circle K в 2022–м были проданы "Татнефти" или сданы в аренду "Газпромнефти", а "Лукойл" выкупил российские станции британско–нидерландской Shell.
Остающимся на рынке независимым компаниям конкурировать с ВИНКами тяжело. Например, по подсчётам "ДП" на основе информации "Яндекс.Заправок", цены на бензин на АЗС Nord Point / "Линос", по сути последнего крупного самостоятельного игрока в городе, на 15–20% выше, нежели у конкурентов.
Но даже текущее снижение цен вряд ли выправит ситуацию для малых участников отрасли. Во–первых, учитывая срок исполнения биржевой сделки 30 дней и требуемые для доставки 2 недели, ценники на заправках смогут снизиться не ранее чем к ноябрю. Во–вторых, по подсчётам Владимира Чернова на основе высказываний представителей бизнеса в СМИ за последние полгода, нормальная маржинальность независимых АЗС обеспечивается при стоимости тонны Аи–92 на СПбМТСБ в районе 40–45 тыс. рублей, тогда как текущие правительственные меры смогли опустить планку только до 55 тыс.
Кому–то прибыло
В текущей ситуации запрета на экспорт бензина и дизельного топлива в наиболее привилегированном положении оказались НПЗ без усовершенствования вторичных процессов переработки, расположенные в непосредственной близости к морским терминалам, говорит Тамара Сафонова. Газойли и мазуты, для производства которых не требуются модернизированные мощности, не попали под ограничения, направленные на автомобильные бензины и дизель.
"На текущий момент индекс экспортной альтернативы на дизельную и бензиновую фракцию выше в 2 раза относительно стоимости бензина и дизельного топлива на внутреннем рынке. В этой связи под ударом оказались именно модернизированные НПЗ, для которых закрыт коридор экспортных грузопотоков, а цена внутреннего рынка не покрывает затраты на приобретение сырья и процессинг", — объясняет специалист.