В Петербурге и Ленинградской области возник дефицит цемента. Эксперты называют основными причинами проблемы с логистикой и отсутствие у производителей долгосрочного планирования. В результате некоторые стройки в городе могут остановиться.
Одна из наиболее активно обсуждаемых тем в соцсетях и чатах дачных посёлков и садоводств Ленинградской области в последние пару недель — нехватка цемента в строительных магазинах. Люди удивляются, возмущаются и пытаются перехватить мешок–другой у соседей по кооперативу.
Беглая проверка интернет–каталогов крупных строймаркетов подтверждает, что купить цемент в привычной упаковке по 50 кг сейчас действительно задача непростая. В большинстве магазинов предлагают либо упаковки по 5–15 кг, либо готовые строительные смеси, которые стоят дороже. В пресс–службах ретейлеров "Максидом", "Петрович", Leroy Merlin, к которым обратился "ДП", комментировать ситуацию не захотели. При этом проблема дефицита довольно масштабна и затрагивает далеко не только потребительский рынок.
Везут издалека
Цемент в России производится в достаточном объёме. Это подтверждается в том числе небольшими объёмами импорта — они редко превышали 5–7%. Однако, как отмечает основатель и генеральный директор аналитического агентства INFOLine Иван Федяков, сейчас спрос на цемент возрос, при этом у отрасли нет ресурсов, которые позволили бы нарастить объём производства. Последние 10 лет он в принципе был либо стабилен, либо снижался.
"Основные проблемы связаны с транспортировкой. Центры производства цементной продукции достаточно специфичны и локализованы в определённых регионах. Чтобы доставить цемент в центральную часть России или на Северо–Запад, требуется задействовать железную дорогу, услуги которой сейчас подорожали, а доступ к ним ограничен. У нас недостаточное количество цементовозов, эффективность перевозок крайне низка", — говорит он. В ряде регионов в связи с этим наблюдается дефицит и рост цен, однако это скорее локальная и сезонная проблема. Федяков полагает, что вслед за "остыванием" строительного рынка последует снижение спроса и стабилизация цен.
При этом российский цемент за истекший год, по данным Росстата, подорожал на 20%. "В качестве основных причин можно назвать постоянный рост цен на газ, электроэнергию, горючее и горючесмазочные материалы, уголь и, безусловно, ж.–д. тарифы. Производители цемента ощутили острую проблему транспортировки своей продукции по железной дороге, поскольку значительно увеличился пассажиропоток (приоритетом стали пассажирские перевозки). Возникла необходимость формирования целых составов для перевозки цемента", — поясняет доцент кафедры менеджмента РАНХиГС Санкт–Петербург Линда Рыжих.
Сезонное падение темпов строительства привело к снижению потребления цемента в России. Однако по мере нарастания этих объëмов и внедрения новых технологий дорожного покрытия спрос на цемент неизбежно возрастёт, полагает эксперт.
Вагонов не хватает
В Союзе производителей цемента (НО "Союзцемент") считают, что дефицита цемента в России, в том числе в СЗФО, не наблюдается. Но существуют трудности с доставкой, вызванные резким ростом спроса, проблемами в работе РЖД и ограничениями движения автотранспорта. Производители сталкиваются с нарушением сроков доставки и увеличением технологического срока оборота вагонов, нехваткой локомотивов и локомотивных бригад.
По информации РЖД, в июле 2023 года при согласованном объёме заявок на перевозку 2,82 млн тонн цементные предприятия погрузили 2,65 млн. "Основная причина — недостаточное или несвоевременное обеспечение предприятий подвижным составом. Нередко бывает так: из–за нарушения правил оформления перевозчиком учётных карточек фиксируются случаи непогрузки в связи с ответственностью грузоотправителя, а не перевозчика", — отмечает исполнительный директор "Союзцемента" Дарья Мартынкина.
Доля ж.–д. перевозок цемента за последние 10 лет сократилась с 59 до 41%. Свыше 15 млн тонн в год цементной продукции, которая ранее перевозилась железными дорогами, теперь доставляется автотранспортом. Эксперты ожидают, что аналогичная тенденция сохранится и в 2023 году.
В НО "Союзцемент" подчёркивают, что неоднократно обращались в Минстрой РФ с просьбой сформировать прогноз потребления по регионам и федеральным округам с перспективой на 3, 5 и 7 лет. Однако в настоящее время обоснованных прогнозов потребления на государственном уровне нет, и они не могут быть сформированы, так как отсутствует согласованная методология расчёта потребности экономики страны в цементе.
По оценкам Росстата и cementinfo.ru, в августе средняя цена цемента от производителей выросла на 12,2% и достигла 5,7 тыс. рублей за тонну (без учёта НДС). При этом в Центральном федеральном округе она выросла на 9,7%, в Северо–Западном — на 8,9%, в Северо–Кавказском — на 20,3%, а в Уральском — на 25,5%.
А вот объёмы производства изменились незначительно. По официальным данным, в июле производство цемента в России (исключая огнеупорный) выросло на 3,8% и составило 7 млн тонн. А за январь–июль отечественные предприятия выпустили 35,5 млн тонн цемента (34,9 млн годом ранее).
Традиционно основным рынком сбыта цемента в стране является Москва и Московская область. По итогам I квартала текущего года второе место занял Краснодарский край, третье — Санкт–Петербург и Ленинградская область. На последние пришлось около 6% от общероссийского объёма, подсчитали в агентстве "ГС–Эксперт".
Монолитные проблемы
Кризис поставок цемента и бетона на строительный рынок Петербурга, как тёплая осень, бывает не каждый год, но вполне регулярно. Аналогичные явления были и в 2016 году, когда поставки упали на 40%, и в 2021–м (на четверть).
В этом году ситуация аналогичная. Цемента нет, бетон расхватывают сразу на заводе, цены растут. При этом реакция застройщиков разноплановая. От "всё пропало" до "ничего страшного не происходит".
"В настоящее время мы не наблюдаем дефицита цемента или перебоев с его поставкой как в Санкт–Петербурге, так и в Москве. Только один из наших подрядчиков обозначил проблему с поставками цемента, но нам удалось оперативно и успешно заменить его на другого", — заявили в пресс–службе GloraX.
"Мы ощутили проблему в виде попыток поставщиков бетона поднять цены. Но о нехватке именно цемента пока речи не было", — уточнили в Setl Group.
Меньше всего страдают компании, которые находятся на завершающей стадии строительства своих объектов. "Строительство жилых корпусов в нашем “Приморском квартале” завершается: идут отделочные работы и благоустройство. Нам уже нужно совсем немного цемента. Возможно, у застройщиков, которые сейчас активно возводят монолитные конструкции, другая ситуация", — заявили в "Мегалит–Охта Групп".
По мнению участников рынка, главный пострадавший от цементно–бетонного дефицита — именно розница. "Что касается стройки, то заводы ввели квоты для своих постоянных покупателей. Мы берём заранее и проблем не испытываем. Ситуация, скорее всего, связана с ценами на бензин — заводы придерживают объёмы", — говорит представитель одного из застройщиков.
Однако нельзя отрицать, что в этом году сезонное оживление рынка неожиданно переросло в ажиотаж.
“
"Цемента нет в продаже ни мешками, ни навалом, и ситуация ухудшается с июня", — подтвердил "ДП" один из крупных петербургских подрядчиков.
Особенно остро проблему ощутили производители бетонных смесей и ЖБИ. "Нехватка начала проявляться ещё летом, она обернулась ростом цен в июле. В конце сентября — начале октября ситуация стала просто критической. Продукции на рынке нет совсем. При ещё недавней цене 7 тыс. рублей за тонну сейчас средний ценник составляет 9 тыс. рублей, при этом гарантий поставки никто не даёт. Я уже видел предложения и по 14 тыс. рублей за тонну. Понятно, что массово такие сделки не заключаются, однако те, у кого горят сроки и кому нужны небольшие объёмы, на цену уже не смотрят. В итоге бетонные предприятия сегодня работают на минимальной мощности, предприятия коллег, с которыми я говорил, загружены на 30%. Наши заводы на Парнасе, в Новосергиевке и в Фёдоровском также, мягко говоря, недозагружены. Обстановка становится критической, необходимо вмешательство властей. Запасы у строителей заканчиваются, Петербург рискует столкнуться с остановкой строек", — утверждает Дмитрий Вильчевский, генеральный директор ООО "ПТК Тесла".