Переход на отечественное программное обеспечение (ПО) идёт уверенными темпами. Однако ряд компаний всё же не изъявляют желания перестраивать привычные рабочие процессы.
Смотреть в сторону импортозамещения и делать первые шаги в его сторону компании начали уже в 2016 году. Но полтора года назад, когда с российского рынка стали уходить западные разработчики, инвесторы и представители власти стали обращать больше внимания на отечественные решения. При этом роль локальных компаний заметно возросла, о чём свидетельствуют данные статистики. По оценке Центра компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ, в первые 9 месяцев 2022 года на отечественное программное обеспечение пришлось 52,5% закупок, которые ведутся в рамках 44-го и 223-го ФЗ. Их общий объём составил 127,3 млрд рублей. По данным опроса A2:Research, в 2023 году 57% российских компаний перешли на отечественный софт. Эта тенденция только усиливается.
В реестре разработчиков отечественного ПО на сегодняшний день числится порядка 17 тыс. зарегистрированных продуктов от 6 тыс. производителей. Аппаратные проекты тоже не отстают и предлагают множество решений, причём если раньше последние представляли собой простую узловую сборку, то сейчас бизнес начал создавать узлы собственных платформ.
Постепенный процесс
Поскольку для государственных организаций использование российских софтов стало обязательным, они адаптируются к работе с новыми продуктами в экстренном режиме. При этом важными аспектами перехода является выделение на него бюджета, поиск аналогов ранее используемого ПО с подходящим функционалом, причём он должен быть совместим с текущей инфраструктурой.
Частный бизнес пока по большей части занимает выжидательную позицию: новый софт приходится внедрять и дорабатывать на месте, что существенно увеличивает затраты компаний. К тому же некоторые разработки до сих пор не имеют аналогов на российском рынке (например, графические редакторы, hardware-решения). В целом пользователи придерживаются разных моделей поведения: одни более активны в плане применения новых продуктов, другие — более ригидны.
По данным IT-компании Qubit, в госструктурах более 70% заказчиков сейчас находятся в процессе перехода на отечественные решения, 27% — ищут варианты, которые были бы совместимы с их операционной системой (ОС). Среди бизнеса 45% — выжидают, около 27% ждут истечения срока действия лицензии используемых продуктов, порядка 22% планируют замещение.
По мнению учредителя и директора по развитию компании Qubit Ивана Рудианова, переход на отечественные решения лучше всего начинать с инвентаризации информационных ресурсов, чтобы понять, что происходит в инфраструктуре. Затем нужно составить таблицу соответствия того, что следует заменить, и ключевых систем (сетевое оборудование, системы защиты информации и коммуникации, телефония). "Когда у предпринимателя появится понимание того, что нужно поменять и в каком порядке, можно переходить к пилотному тестированию. После него хорошо бы провести нагрузочное, поскольку продукт, работающий на одном компьютере, может дать сбой, если его установить на 200 или более устройств. Самое сложное и важное — исполнение программы", — отмечает он в рамках своего выступления на GIS DAYS.
Иван Рудианов, учредитель и директор по развитию компании Qubit
Кстати, в случае недостатка финансирования у заказчиков ряд сервисных провайдеров предоставляют в лизинг оборудование и ПО по подписке.
В сжатые сроки
При переходе на новый продукт важна роль каждого участника цепочки. Так, во главе угла стоит непосредственно вендор, далее дистрибьютор, который решает вопросы логистики и маркетинга. Следом — сервисная компания или интегратор, задача которого — подобрать наиболее подходящую финансовую модель и технически адаптировать продукт в имеющуюся инфраструктуру так, чтобы это отвечало задачам, поставленным перед IT-системами предприятия.
"Основная сложность заключается в скорости разработки. Крупные западные вендоры создавали свои продукты порядка 50 лет, у нас же стоит задача сделать подобное за полтора-два года, хотя и не с нуля. Тем не менее сжатость сроков усложняет задачу, — обращает внимание Иван Рудианов. — При этом, согласно статистике, порядка 80% необходимого аппаратного ПО уже замещено. Проблемными являются промышленные и медицинские, поскольку зачастую обнаруживается несовместимость продуктов с ОС".
По данным РСПП, в 2022 году российские промышленники смогли заместить импортное оборудование отечественным примерно на треть. При этом 40% комплектующих поставлялось из "дружественных" стран. Вместо части запчастей же стали закупать китайские аналоги.
Защитить данные
Самую острую необходимость компании испытывают в аппаратном обеспечении — безопасности, поскольку число угроз для инфраструктуры растёт, их природа меняется. По информации участников рынка, в 2022 году многие организации пострадали от массовых утечек данных, в том числе такие компании, как "СДЭК", "Яндекс.Еда", Delivery Club, DNS. Чаще всего злоумышленники похищали конфиденциальную информацию в медучреждениях, в организациях, занимающихся научными исследованиями, а также в сфере образования и ретейле.
"32% ИТ-компаний видят наибольшую потребность в аппаратном обеспечении, в то время как 20% госзаказчиков и 27% бизнеса определяют данную проблему важной, но не первоочередной. Это объясняется тем, что заказчики не планируют в ближайшее время менять "железо", поскольку на рынке нет отечественных аналогов", — констатирует Рудианов.
Отчасти причиной низкой активности заказчиков в переходе на отечественное ПО может быть недостаточная информированность об имеющихся на рынке предложениях. Но к изучению этого они подходят с осторожностью. Так, 38,8% госзаказчиков предпочитают изучать информацию на официальных сайтах производителей и из профессиональных статей в СМИ, бизнес в качестве основного источника в 36% случаев выбирает интернет, в 26% — информацию от вендоров, по данным компании Qubit.
Высокие темпы имортозамещения в IT позволяют увеличить доход локальным разработчикам ПО. При этом ряд заказчиков всё ещё не готов устанавливать незнакомые ему продукты. Этот процесс, вероятно, займёт достаточно много времени. В связи с консервативностью ряда заказчиков IT-компаниям следует адаптировать свои софты под потребности максимально широкого спектра потенциальных клиентов.