"ДП" в рамках проекта "Деловой бестселлер" (придуман и реализуется в сотрудничестве с лидером строительного рынка "Группой ЛСР", которая, как и "ДП", была основана 30 лет назад) продолжает знакомить читателей с событиями в экономической жизни города, которые освещались на страницах издания с 1993 года.
Запуск высокоскоростной магистрали Москва ‒ Петербург наметили до 2028 года. Предполагается, что проезд будет чуть дороже, чем билеты на "Сапсаны". Маршрут пройдёт от Московского вокзала в Петербурге до Ленинградского вокзала в Москве. Однако в прошлом обсуждался заход поездов в Пулково и Шереметьево. Именно об этом шла речь в номере "Делового Петербурга" 3241 от 11 ноября 2010 года.
Из этой статьи вы узнаете, что:
- Точный маршрут с увязкой к аэропортам должны были определить к началу 2011 года, а тендер планировали провести в 2012-м
- На строительство магистрали отводили пять лет
- Если бы соединение аэропортов одобрили, там пришлось бы построить дополнительные терминалы
- В Пулково и Шереметьево изначально поддерживали идею создания крупных транспортных узлов на своей базе
- Эксперты опасались, что новая трасса отобьёт трафик у авиакомпаний
Автор материала — Жанна Журавлёва.
РЖД строят планы между Пулково и Шереметьево
РЖД неожиданно предложили провести свои скоростные магистрали через аэропорты Петербурга и Москвы. Представители аэропортов этому обрадовались, эксперты — удивились.
На конференции High Speed Rail World в Мадриде были обнародованы подробности строительства высокоскоростной магистрали между Петербургом и Москвой. Как заявил генеральный директор ОАО "Скоростные магистрали" ("дочка" РЖД) Денис Муратов, трасса может пройти через аэропорты Шереметьево и Пулково: это "существенно разовьёт мультимодальные транспортные связи на Северо-Западе России".
Дело на триллион
Консультанты должны определить маршрут к началу 2011 года. В феврале 2011 года будет объявлен тендер, его итоги подведут через год. На заключение контракта отводится 6 месяцев, на строительство магистрали — ещё 4,5-5 лет.
Если соединение аэропортов одобрят, там придётся построить дополнительные терминалы. По словам Дениса Муратова, эти небольшие инвестиции будут включены в стоимость проекта — около 1,2 трлн рублей. В "Скоростных магистралях" надеются добиться снижения этой суммы на 20-40%.
Проект реализуется по схеме государственно-частного партнёрства. При этом государство не инвестирует средства в магистраль (затраты берёт на себя подрядчик), а будет платить только за сервис объекта в течение его жизненного цикла — 30-40 лет.
С корабля на бан
В аэропортах одобряют идею создания крупных транспортных узлов на своей базе. "Это отражает европейские тенденции развития", — отмечают в Пулково.
"Мы готовы рассматривать предложения. Мы и сами выступаем за повышение транспортной доступности", — говорят в Шереметьево.
Глава "Финэкспертизы" Агван Микаелян уверен, что все транспортные узлы рано или поздно будут объединять разные виды транспорта. Он добавляет, что скоростные магистрали на расстоянии до 1 тыс. км — очень конкурентоспособный вид транспорта, он способен переманить пассажиров обычных рейсов РЖД.
Старший аналитик ООО "УРАЛСИБ Кэпитал" Анна Куприянова считает, что за экономию времени готовы заплатить всего 20% пассажиров железной дороги, новая трасса отобьёт трафик в первую очередь у авиакомпаний. В целом, по мнению эксперта, большого смысла в соединении данных аэропортов нет: москвичи вряд ли будут улетать из Петербурга, а Пулково после реконструкции сможет удовлетворить основные потребности петербуржцев.
С ней согласен ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов. "Пулково и Шереметьево находятся в черте города. Нет смысла создавать там станции. Это будет только замедлять движение поездов, — говорит он. — Кроме того, рядом с аэропортами нет места".
Историческая справка:
Попытки подключить к ВСМ аэропорты Пулково и Шереметьево не увенчались успехом. Трассу между Петербургом и Москвой в итоге решили проложить
мимо аэровокзалов
. Как
заявлял
в 2021 году замглавы РЖД Андрей Макаров, на входе в Москву предполагаются остановки в Зеленограде, далее на станциях Петровско-Разумовская и Рижская. Конечной точкой ВСМ станет новый терминал Ленинградского вокзала, который должен располагаться рядом с существующим вокзалом.