Финансирование муниципалитетов в следующем году вырастет незначительно. Местные депутаты жалуются, что денег не хватает на ремонт дорог и благоустройство.
На антикоррупционую экспертизу вынесен проект постановления правительства Санкт–Петербурга, где предлагается установить нормативы расходов на оплату труда депутатов и служащих внутригородских муниципальных образований (ВМО) в 2024 году. Этот документ — рекомендация для муниципалитетов, рассчитывающих на субсидии. Он регламентирует, сколько денег будет выделено на зарплаты, обеспечение деятельности органов местного самоуправления и ремонт недвижимости (в том числе капитальный), которая находится в ведении ВМО и предназначена для осуществления его деятельности.
После всех согласований нормативы войдут в бюджет Петербурга на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов. Сами муниципальные депутаты, несмотря на повышение нормативов, считают их слишком низкими.
Прибавили немного
Увеличение нормативов в целом незначительно и выглядит скорее как индексация на уровень инфляции. "Рост нормативов по сравнению с 2023 годом составил 4,6%", — сообщили "ДП" в комитете финансов.
Согласно проекту постановления, больше всего денег в 2024 году достанется муниципальному округу № 65, раскинувшемуся от парка 300–летия до Комендантского проспекта. В 2024 году ему планируют выделить 83,1 млн рублей, из которых около 65 млн пойдёт на зарплаты, а 18 млн — на обеспечение собственной деятельности. В 2023 год округ получил 79,6 млн рублей, из которых 62,4 млн ушли на зарплаты и 17,1 млн — на обеспечение собственной деятельности.
Далее идут Шушары и Пушкин. Параметры у них одинаковые — по 68,3 млн рублей, из которых 53,5 млн уйдёт на зарплаты, а ещё 14,8 млн рублей требуется на обеспечение деятельности. В прошлом году Шушары получили 63,7 млн. У Пушкина нормативы были точно такими же. Самые низкие показатели по нормативам у ВМО "Дворцовый округ". На 2024 год комитет финансов рассчитывает, что округу хватит 12,9 млн рублей.
Проблемы штата
Депутат ВМО "Лиговка–Ямская" Михаил Шабалкин рассказал "ДП", что есть два основных документа для планирования бюджета муниципалитета. Нормативы — это скорее справочный документ. А вот распределение дотаций — основной. Для части муниципалитетов нормативы Комфина остаются только рекомендацией, необязательной к исполнению. Однако другая часть, напротив, сильно зависит от нормативов, так как к ним привязаны субвенции на благоустройство.
Так, по нормативам у "Лиговки–Ямской" расходы на содержание составляют 18,4 млн рублей. Из них 14,4 млн на зарплаты и 4 млн на обеспечение деятельности. Но по факту город выделит большую сумму — 50,5 млн рублей, из которых 40 млн с небольшим — это дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. При этом мундеп уточняет, что даже 50 млн округу может не хватить.
"В прежние годы, до реформы финансирования муниципалитетов, доходы и расходы “Лиговки–Ямской” без учёта субвенций на опеку доходили до 80 млн рублей. На этом фоне падение до 50 млн рублей выглядит очень печально. У “Лиговки–Ямской” с “жирных” годов оставался переходящий остаток — порядка 30 млн рублей. К сожалению, и его за последние 3 года полностью потратили. Поэтому теперь муниципалитет может рассчитывать только на ту сумму, что даст город", — говорит Шабалкин. Он отмечает, что раньше у округа был серьёзно раздут штат. В пиковые моменты количество сотрудников, получающих зарплату, доходило до 40 человек, что для такого маленького муниципалитета перебор. Часть мундепов с 2019 года выступали за сокращение штата и расходов на фонд оплаты труда. Но остальные депутаты и чиновники муниципалитета эти идеи не поддерживают, так как речь идёт о волне увольнений.
"Честно говоря, я не представляю, как с доходами в 50 млн рублей, без переходящего остатка и с фондом оплаты труда более 30 млн муниципалитет сможет хоть что–то хорошее сделать жителям в следующем и в 2025 году. Одна хорошая детская площадка с комплексным ремонтом двора стоит более 10 млн. Ямочный ремонт требует несколько миллионов каждый год", — подытожил депутат.
Хлебные места
Депутат муниципального округа № 72 Павел Швец уточняет, что повышение нормативов связано не только с инфляцией, но и с увеличением стоимости расчётной единицы, исходя из которой рассчитываются зарплаты чиновников.
"Нам денег достаточно, и мы каждый год норматив соблюдаем. Но если посмотреть эти суммы детально, мы видим муниципалитеты, где собственное содержание не укладывается в норматив и расходы на него составляют примерно половину бюджета. Там либо очень маленькие бюджеты, либо раздуты собственные расходы (чаще всего зарплаты)", — говорит мундеп. При этом сложилась порочная практика, когда в муниципалитеты сотрудниками берут родственников, друзей и знакомых, которые по факту не работают, но получают зарплату. По мнению Швеца, комитет финансов пытается контролировать эту ситуацию и заставляет муниципалитеты не раздувать расходы на самосодержание.
Воздействие комитета заключается в субсидиях на благоустройство, которые выдаются лишь тем муниципалитетам, которые соблюдают норматив. Каждый месяц комитет публикует на собственном сайте сведения о результатах мониторинга соблюдения органами местного самоуправления нормативов на оплату труда и самосодержания. На 1 сентября этого года в нормативы не укладываются шесть ВМО: "Колпино", "Смольнинское", "Литейный округ", "Дворцовый округ", "Купчино" и "Сампсониевское".
Город уже частично перевёл финансирование ВМО в субсидиарный формат, когда деньги даются под конкретный проект. При этом полноценная муниципальная реформа откладывается. Эксперты допускают, что к её рассмотрению город может вернуться после президентских выборов в 2024 году. Известно, что количество муниципалитетов в городе собираются сократить со 111 до 70. За укрупнение выступают депутаты ЗакСа от "Новых людей". По словам заместителя председателя фракции Ольги Герасиной, некоторые из них тратят до 80% на собственное обеспечение.
Отчасти с этим согласны представители фракции КПРФ. По их мнению, сокращение числа округов позволит сократить нагрузку на бюджет. В партии уверены, что освободившиеся средства можно будет направить на мероприятия для жителей и благоустройство.