В основном речь идёт об уехавших за границу гражданах РФ, сотрудничать с которыми удобнее и дешевле, чем с иностранцами.
По данным исследования Solar Staff, за год российские компании стали платить фрилансерам из Европы на 64% больше. При этом доходы фрилансеров из стран ЕС увеличились в среднем на 32%, а из государств Старого Света, не входящих в ЕС, — на 19%.
Head of PR Solar Staff Александр Норовяткин отмечает, что в большей степени российские компании сотрудничают с релокантами, в меньшей — с европейскими специалистами. Соотношение составляет примерно 7:3.
"Русскоязычным менеджерам проще работать с российскими талантами, чем находить людей из Европы и выстраивать с ними рабочие процессы. Исключением могут быть компании, которые выходят сразу на несколько рынков. Например, стартапы, связанные с обучением, разработкой ПО и т. д.", — объясняет он.
Число специалистов из стран Европы, не входящих в ЕС, за год выросло на 12%, а количество фрилансеров из Евросоюза уменьшилось на 5%. В Solar Staff считают, что в будущем этот разрыв будет увеличиваться. С кадрами из стран, которые не входят в Евросоюз, сотрудничать проще из–за отсутствия санкций и стоимости работы. Как отмечает директор по маркетингу банка для бизнеса "Бланк" Константин Сухачёв, многие компании предпочитают платить знакомым фрилансерам за рубежом, а не искать новых людей внутри страны. По его словам, такие специалисты в основном проживают в Венгрии, Сербии и Черногории.
"В этих странах не такие высокие цены. Даже при высоком курсе евро получается комфортно зарабатывать. Также плюсом является большое русскоязычное сообщество, а местные банки более лояльны к переводам денег из России", — добавляет эксперт.
По словам СЕО digital–агентства Spans Ильи Ерастова, российским компаниям не очень выгодно сотрудничать с европейскими гражданами из–за разницы в стоимости услуг и курса валют. Но если нужна определённая экспертиза, которой мало в России, бизнес обращается за помощью к специалистам из Европы или США.
Как рассказала "ДП" директор по персоналу Demis Group Елена Путренкова, фрилансеры больше всего востребованы в сферах дизайна, IT и digital. "Сложностей во взаимодействии нет, удалённые сотрудники, которые ранее работали в штате, хорошо знают бизнес–процессы, имеют выстроенные коммуникации. Новичкам мы уделяем значительное внимание, так как их нужно сопровождать на различных этапах адаптации, помогать разобраться со спецификой бизнеса и взаимодействием друг с другом", — отмечает она.