Петербург по итогам 2022 года вошёл в топ–3 регионов с максимальной суммой транспортного налога, доначисленного за премиальные автомобили. Горожанам предстоит доплатить за любовь к роскоши суммарно около 354 млн рублей.
Количество премиальных автомобилей (дороже 10 млн рублей) по итогам 2022 года в России выросло на четверть и достигло 19,98 тыс. В том числе в Петербурге их число за год увеличилось примерно на 10%, до 2035 автомобилей, подсчитала аналитическая служба аудиторско–консалтинговой сети FinExpertiza, опираясь на данные Федеральной налоговой службы. Общая сумма "налога на роскошь", начисленного в стране на люксовый автопарк, за год выросла на 31%.
По подсчётам аналитиков, больше всего элитных машин сегодня зарегистрировано в Москве (8140), за которой следуют Санкт–Петербург, Московская область (1575), Краснодарский край (903) и Свердловская область (509). Эти же регионы входят в тройку по абсолютному приросту количества роскошных авто за год. Так, по итогам 2022–го число премиальных автомобилей в Москве выросло на 1800 штук, в Московской области — на 270, в Санкт–Петербурге — на 209. Соответственно, эти регионы теперь получат наибольшие поступления "налога на роскошь".
Напомним: в России транспортный налог в основном зависит от мощности двигателя. С 2014 года в стране действуют повышенные налоговые ставки на легковые автомобили, внесённые в список Минпромторга РФ. Эти ставки и получили неофициальное название "налог на роскошь". Изначально в перечень включали легковые автомобили стоимостью от 3 млн рублей, но в прошлом году нижнюю планку подняли до 10 млн.
Бюджетное неравенство
Денежные сборы от транспортного налога зачисляют в бюджеты регионов. Значительная часть поступлений "налога на роскошь" (почти 1,5 млрд рублей, или 44% от общероссийских начислений) приходится на Москву. А вот второе место по этому показателю занимает Санкт–Петербург, где владельцам люксовых автомобилей предстоит выплатить 354 млн рублей. За городом на Неве следуют Подмосковье (260,1 млн) и Краснодарский край (164,3 млн).
“
"Обслуживание люкса подорожало в связи с уходом с российского рынка западных компаний, ограничениями на импорт запчастей и прекращением гарантийного обслуживания. Однако спрос на такие автомобили меньше зависит от ценовой конъюнктуры по сравнению с массмаркетом и потому остаётся более стабильным даже в кризисные периоды", — прокомментировала президент FinExpertiza Елена Трубникова.
Поставки люкс–каров по параллельному импорту сегодня по–прежнему более востребованы у дистрибьюторов, чем машин массового сегмента. Тем не менее и этому сектору предстоит серьёзная трансформация, подчёркивает она.
По оценке Елены Трубниковой, налоговый платёж за премиальный автомобиль за 2022 год в среднем по стране составил 169 тыс. рублей. Вместе с тем ставки "налога на роскошь" неодинаковы. При их расчёте мощность двигателя умножается на региональную налоговую ставку (её власти регионов устанавливают самостоятельно), а затем на трёхкратный повышающий коэффициент. Так, налог за кроссовер Maserati Levante 2021 года выпуска (в комплектации Gransport или Granlusso, с двигателем 430 л. с.) составит 193,5 тыс. рублей в год, если автомобиль зарегистрирован в Москве, Петербурге и ещё 48 регионах страны. Но выплата за него же будет значительно меньше, если машина зарегистрирована, например, в Магадане (58,1 тыс. рублей), Забайкалье (83,9 тыс.), Крыму или Севастополе (129 тыс. рублей, см. инфографику).
Отметим, что в Северо–Западном округе "налог на роскошь" почти везде одинаков и составит 193,5 тыс. рублей за такое авто. Исключением станет Калининградская область, где налог несколько снизится (до 189,6 тыс.), а также Ненецкий автономный округ, где, кстати, платёж будет одним из самых низких в стране — всего 64,5 тыс. рублей. Впрочем, в НАО роскошных автомобилей не много: по подсчётам аналитиков, их там всего три.
Спрос на фоне санкций
Рост спроса на люксовые автомобили в прошлом году был связан с резким уходом большинства производителей из России и прекращением поставок авто, а также с колебаниями валютных курсов. "Большую роль сыграл и неотлаженный механизм доставки новых люксовых автомобилей по параллельному импорту. До конца 2022 года у клиентов не было понимания, смогут они в дальнейшем приобрести новые люксовые автомобили или нужно купить их здесь и сейчас, пока они есть", — говорит директор филиала "Автодом Пулково" Евгений Сафонов.
По его словам, в 2023 году наблюдается спад спроса на новые люксовые автомобили, хотя все механизмы доставки уже налажены и есть возможность "собрать" люксовое авто и в индивидуальной комплектации. "Существенный рост курса валют в 2023 году и появление большого количества серых дилеров негативно сказывается на продажах новых люксовых авто. У клиентов нет уверенности, что их автомобили будут обслуживаться быстро и качественно", — рассказывает эксперт.
Действительно, обслуживание роскошных авто подорожало, выросли и сроки ремонта. Закупать запасные части теперь приходится на сторонних рынках, что влечёт за собой затраты на логистику, а цены по–прежнему зависят от колебания курсов валют. Но в целом рынок уже адаптируется к новым реалиям. Если раньше срок владения люксовым автомобилем был около 2 лет, то теперь он удвоился. "Клиенты хотят как можно дольше сохранить идеальное техническое состояние автомобилей и внимательнее относятся ко всем рекомендациям сотрудников СТО", — подчёркивает Евгений Сафонов.
В прошлом году премиальные и люксовые машины были даже больше востребованы, чем легковые автомобили других сегментов, которые существеннее выросли в цене, говорит автоэксперт Денис Гаврилов.
"Сейчас в Петербурге доля в общих продажах премиального сегмента, который включает в себя официально представленные в России марки и бренды, ушедшие с рынка, даже выросла по сравнению с 2021 годом и составила 13,8 против 13%. Покупатели, принимая решение, отдают предпочтение более дорогим маркам, так как на фоне роста цен разница со средним сегментом уже не столь принципиальна", — полагает Денис Гаврилов.
К тому же на популярности премиальных и люксовых автомобилей сказывается падение курса рубля, повышение ставки утилизационного сбора и регулирование параллельного импорта, резюмирует он.