"Деловой Петербург" предлагает вам подборку интересных кейсов. И напоминает, что принять участие в проекте может любая компания. Если у вас есть история об удачно (или не очень) реализованной бизнес-задаче — пишите в редакцию: case@dp.ru.
Надувается пузырь
Компании
: застройщики, работающие в Ленинградской области
Проблема
: рост объёмов нераспроданного жилья
Последствия
: риски кризиса на рынке
Эксперты увидели признаки "пузыря" на рынке жилой недвижимости Ленобласти. По данным специалистов аналитической платформы мониторинга и анализа новостроек bnMAP.pro, за последний год в регионе растёт доля нераспроданных остатков. Если в сентябре 2022 года это было около 33 тыс. квартир, то сейчас — более 45 тыс. При этом объёмы реализации жилья за этот же период почти не изменились. Одновременно с этим цены на жилую недвижимость в Ленобласти в последнее время замерли, в отличие, например, от Петербурга.
Это вызывает опасение у руководителя платформы bnMAP.pro Сергея Лобжанидзе. "В области расчётный период реализации проектных остатков — уже более 3 лет. Данная локация почти попала в зону риска", — говорит он. Для сравнения: в Петербурге, согласно прогнозу, всё построенное сейчас будет раскуплено за полтора года.
Многие эксперты говорят, что сейчас рынок переживает последствия бума 2–3–летней давности, когда после запуска программы льготной ипотеки были побиты рекорды и по объёмам продаж, и по началу строительства новых проектов.
“
В Ленобласти, с одной стороны, предлагается недвижимость по более привлекательным ценам, нежели в Петербурге. С другой — спрос в области в целом очень неравномерен. Проекты на примыкающих к городу территориях пользуются популярностью. Если речь о более далёких локациях, то покупатели находятся из числа занятых примерно на тех же территориях. И таких немного, поскольку в Ленобласти мало центров занятости, предлагающих конкурентоспособные условия. Недавняя история с птицефабриками, которые не могут набрать персонал, один из примеров.
Остатки, реализующиеся годами, относятся к не самой привлекательной недвижимости. Либо её качество, либо, как уже говорилось выше, расположение не позволяют рассчитывать на устойчивый массовый спрос. Недвижимость в Ленобласти также конкурирует с ИЖС и таунхаусами. Причём средняя стоимость предложения у последних зачастую даже выше, нежели у многоквартирных домов. При прочих равных по части расположения.
Или у частной застройки оно даже менее привлекательно. Но это сознательный выбор, когда удобство расположения обменивается на такой формат проживания, в черте города дефицитный и куда более дорогой.
В Ленобласти потенциал для застройки многоквартирными домами сохраняется в таких крупных населённых пунктах, как, например, Гатчина или Всеволожск.
Сергей Софронов
коммерческий директор ГК "ПСК"
Знания для развития
Организация
: Бизнес–школа ИМИСП
Задача
: предоставить компании–заказчику ("Корона–Авто") программу обучения, которая приведёт бизнес к позитивным изменениям и развитию
Старт реализации
: 2023 год
Пять элементов корпоративного обучения, которое принесёт результат, на примере кейса "Короны–Авто" (далее КА).
- Заказчик. Важный фактор — осознание потребности в обучении и поощрение развития сотрудников со стороны высшего руководства. КА — возраст 20 лет, зрелый игрок на рынке запчастей, оборот свыше 100 млн евро, более 400 сотрудников, филиалы по всей России. Потребность в обучении: компания меняет бизнес–модель с дистрибьютора на вендора, трансформируются бизнес–процессы, растёт сложность системы управления. Задача: обучить топ–руководителей и среднее звено.
- Участники. Мотивация и дисциплина важнее талантов к обучению. В КА организован отбор слушателей на программу по внутреннему конкурсу и контроль учебной дисциплины (заданий и посещаемости).
- Провайдер. Важны: опыт, индивидуальный подход к созданию проекта под клиента, нацеленность на пользу для заказчика. Бизнес–школа ИМИСП — почти 35 лет на рынке бизнес–образования, сотни корпоративных программ и компетенции (сотрудники, процессы, знания) в этой сфере, умение погружаться в специфику компании.
- Преподаватели. Важны: умение донести знания до взрослых людей, обязательный практический опыт в области своих компетенций.
- Программа. Продолжительность — от 6 месяцев до года, чтобы участники и компания успевали усваивать знания и внедрять их в практику. Домашние задания с обратной связью от преподавателей; выпускной проект (с обязательной защитой), собирающий все блоки программы в систему, дающий конкретный результат для заказчика. Из 14 выпускных проектов КА — 10 успешно реализованы. У программы должен быть методолог или архитектор–создатель, который проектирует её, определяя учебные траектории. В кейсе КА — это серия встреч с исполнительным директором компании–заказчика и 2 месяца активной работы, от запроса до формулировок заданий по модулям и требований к результатам.
Такой подход позволил достичь ряда целей. Вырос уровень компетенций команды КА: изучены десятки инструментов, выполнены 11 домашних заданий, подготовлен выпускной проект. Расширен управленческий кругозор; появилось системное понимание бизнеса; повышены навыки анализа, принятия решений и саморазвития. Улучшено взаимодействие друг с другом: выработан общий язык и понятия, снижаются межфункциональные противоречия. Повышены мотивация и лояльность сотрудников. Итоговый результат — рост эффективности и дальнейшее развитие компании.
Собственный почерк
Компания
: экскурсионное бюро "Ленинградская симфония"
Задача
: благодаря нетривиальному контенту и разнообразию рубрик в новом telegram–канале повысить интерес петербуржцев и гостей Северной столицы к нестандартным экскурсионным программам
Старт реализации
: июль 2023 года
Проанализировав данные по продажам, экскурсионное бюро "Ленинградская симфония" отметило, что в последние несколько лет аудитория его проектов стала молодеть: повысилось количество клиентов в возрасте от 20 до 40 лет. В связи с этим команда решила использовать наиболее востребованные у этой категории каналы продвижения, сделав акцент на запуск своего telegram–канала, для которого был разработан целый ряд нестандартных рубрик.
Уже на старте стало очевидно, что новый проект оказался не просто ещё одной точкой контакта с аудиторией, где размещаются анонсы экскурсий, — он дал больше возможностей для самореализации сотрудникам бюро. Для молодой команды важно творить и получать живой отклик от подписчиков. Рост вовлечённости демонстрируют прежде всего квизы, которые бюро публикует на регулярной основе, предлагая не самые простые вопросы по истории города.
Интересен подход к созданию рубрики "Азбука петербуржца": здесь собраны сведения об объектах, названия которых начинаются с выбранной для публикации буквы. Все новые разделы неизменно объединяет одно условие — это малоизвестные достопримечательности и объекты, что позволяет максимально увеличить набор возможных программ для познавательного досуга. Это параллельная задача, которую решает команда: расширить спектр индивидуальных и корпоративных экскурсий.
"Бюро зародилось 12 лет назад на волне активного интереса горожан к нестандартным экскурсиям по Петербургу. Нашей основной задачей с партнёром — краеведом Андреем Дамировым — было создание авторских проектов. Мы намеренно ушли от классических туристических маршрутов и сосредоточились на истории тех объектов, которые находятся за пределами "золотого треугольника": главной задачей стало знакомство прежде всего самих горожан с Петербургом как уникальной средой, в которой мы живём", — рассказывает Арина Данилова, историк, создатель бюро авторских экскурсий "Ленинградская симфония".
По её словам, запуск telegram–канала на данном этапе выполняет больше просветительскую функцию. Проект оказался актуален как для жителей, так и для гостей города, которые посещают Северную столицу не впервые и хотят узнать что–то действительно уникальное для себя. И это позитивно сказывается на продажах. Поэтому проект активно развивается — к существующим рубрикам в планах добавить ещё две: "Петербург в литературе" и "Петербург в живописи".
На каждой афише
Компании
: "Яндекс", "Афиша"
Проблема
: спор вокруг товарного знака
Решение
: "Яндекс" сможет продолжать использовать бренд "Яндекс афиша"
Длительная судебная тяжба между ООО "Компания Афиша" и ООО "Яндекс" завершилась победой последнего. Которому удалось доказать, что он правомерно использует товарный знак "Яндекс афиша".
Спор начался ещё в 2019 году. Его инициировала "Компания Афиша", которой принадлежит сайт Afisha.ru, издание "Афиша Daily", мобильные приложения и иные проекты. Компания зарегистрировала товарный знак "Афиша" ещё в 1998 году. А в 2019 году права на словосочетание "Яндекс афиша" оформил в Роспатенте крупнейший российский интернет–поисковик.
Сначала "Компания Афиша" обратилась в Роспатент, заявив, что конкурирующий бренд является сходным до степени смешения. Государственное ведомство со второй попытки отменило регистрацию знака "Яндекс афиша".
Тогда "Яндекс" пошёл в Суд по интеллектуальным правам. Первая инстанция не стала отменять решение Роспатента. "Яндекс" обжаловал это решение, и кассационная инстанция отправила дело на новое рассмотрение. Во второй раз Суд по интеллектуальным правам встал уже на сторону интернет–поисковика. Роспатент и "Компания Афиша" попытались подать жалобу в Верховный суд, но он отказался принять её к рассмотрению. В сентябре 2023 года "Яндекс" заново зарегистрировал товарные знаки "Яндекс афиша".
Дело рассматривалось так долго из–за отсутствия стройной практики и размытости формулировок нормативных актов, отмечают наблюдатели. В ходе рассмотрения судам предъявлялась статистика посещаемости конкурирующих сайтов, а также результаты социологических исследований о том, с какими компаниями у аудитории ассоциируется слово "афиша". Важным итогом дела стало то, что попытка "монополизировать" общеупотребительное слово одним из участников рынка не удалась.