Европа смогла найти альтернативных поставщиков нефти после эмбарго на морские отгрузки сырья из России, но импорт из РФ до сих пор остаётся значительным.
Соединённые Штаты остаются главным поставщиком сырой нефти в страны Европейского союза, следует из последних данных о внешней торговле участников ЕС за июль 2023 года, опубликованных Евростатом. В июле 2023 года государства ЕС закупили у других стран мира 40,3 млн тонн нефти, из этого числа чуть более 7 млн тонн — около 17,4% — пришлось на топливо из Соединённых Штатов. В денежном эквиваленте нефтяной экспорт США в ЕС превысил 4 млрд евро.
Поставки из России за тот же период составили 1,4 млн тонн, что соответствует 628 млн евро. В июле прошлого года РФ отправила в Европу 8,1 млн тонн нефти (около 19% от её общего импорта). Но после вступления в силу с 5 декабря прошлого года эмбарго в отношении поставок российской нефти морским путём она продолжает поступать только некоторым странам ЕС, которые на момент введения рестрикции были наиболее зависимы от снабжения из России, в основном через нефтепровод "Дружба". Ожидается, что этот переходный период завершится в 2024 году.
Причём радикально к концу июля сократить импорт по трубе смогла только Германия, закупившая 21,487 тыс. тонн российского чёрного золота, что в 76 раз меньше объёма за тот же месяц 2022 года.
Самой зависимой от российского сырья остаётся Болгария — доля РФ в импорте нефти страны остаётся на уровне 86%. В июле прошлого года почти вся нефть, закупаемая Болгарией, была из России. Сейчас в балканскую страну сохраняется нефтяной трансфер через терминалы Чёрного моря.
В тотальной зависимости от поставок из России остаётся и Венгрия, которая, как и Болгария, в прошлом году почти на 100% снабжалась отечественной нефтью, сейчас закрывает ею порядка 80% потребности. Чехия, как и год назад, закупает в России около 60% требующейся ей нефти.
И новые, и старые
Вторым по важности поставщиком нефти в Европейский союз остаётся Норвегия, отправившая туда в июле 2023–го 5,2 млн тонн сырья, что в 1,3 раза больше объёмов июля 2022–го и более чем вдвое выше результата ещё докризисного июля–2021.
В относительных значениях также существенно вырос экспорт в Европу из Канады. Если в июле 2021 года оттуда в ЕС уходило только 256 тыс. тонн нефти, то спустя год экспорт увеличился уже до 327 тыс., а к июлю текущего года достиг отметки 839,8 тыс. тонн — в 3,2 раза больше, чем в докризисный период.
Также стоит отметить возвращение в структуру европейского нефтяного импорта Венесуэлы — в 2022 году власти США вывели из–под санкций поставки нефти оттуда для испанской Repsol и итальянской Eni в счёт долгов Венесуэлы перед этими компаниями.
В июле прошлого года Венесуэла отправила 443 тыс. тонн сырой нефти в Испанию и 77 тыс. тонн в Италию. В июле 2023 года поставки осуществлялись только в Испанию — в объёме 242,3 тыс. тонн, что соответствует 4,25% от общего испанского импорта нефти.
Наиболее активно на европейский рынок стали внедряться Объединённые Арабские Эмираты и Оман. Если в 2021 году ОАЭ экспортировали в ЕС мизерные объёмы нефти, то в июле 2022–го нарастили поставки до 126,6 тыс. тонн, а в июле 2023–го — почти в 3 раза, до 370,5 тыс.
Оман начал масштабные поставки в ЕС позже, но к июлю этого года объём идущего оттуда импорта дорос до 127,9 тыс. тонн.
Некоторые ключевые экспортёры нефти (как в общемировом масштабе, так и для европейского континента в частности) год к году незначительно снизили объёмы отгрузок в ЕС.
Например, Ирак сократил экспорт в ЕС на 12,8% — с 3,6 млн до 3,1 млн тонн. В основном сказалось снижение закупок Германией и Италией.
В июле 2022 года Германия импортировала из Ирака 276 тыс. тонн нефти, а в июле 2023–го — лишь 13 тыс. Италия снизила объём импорта из Ирака в 4,4 раза — с 882 тыс. до 201,5 тыс. тонн.
Из Саудовской Аравии в июле 2023 года в ЕС прибыло 3,2 млн тонн, что на 13,5% меньше результата за аналогичный период прошлого года.