Петербургское ООО "Наутилус" не справилось с ремонтом большого десантного корабля "Оленегорский горняк" и должно вернуть входящему в Объединённую судостроительную корпорацию АО "33–й судоремонтный завод" 83 млн рублей. Такое решение петербургского арбитража вступило в силу 20 октября. Общая сумма судебных споров между "Наутилусом" и 33–м СРЗ составляет сегодня 230 млн рублей. В компании считают, что стали жертвами фальсификации документа, а Федеральная налоговая служба запустила процедуру её ликвидации.
Ремонт не сделали, график сомнителен
Калининградский 33–й СРЗ и "Наутилус" подписали договор в январе 2017 года на 103 млн рублей. Из опубликованных судебных материалов видно, что речь в нём шла о ремонтных работах на БДК "Оленегорский горняк", но непонятно, о каких именно, — это военный корабль, поэтому подробности не разглашаются. К апрелю 2018–го 33–й СРЗ заплатил "Наутилусу" 83 млн рублей аванса, но, как написано в мотивировочной части судебного решения, "Наутилус" "свои обязательства по выполнению и сдаче работ заказчику в полном объёме и в установленные сроки не исполнил". 20 сентября суд решил взыскать с него все 83 млн, 20 октября решение вступило в законную силу.
Это случилось после того, как калининградский завод в другом судебном процессе расторг заключённый с "Наутилусом" договор. Там стороны боролись до последнего — решение вынесено прошлым летом, постановление об отказе передачи жалобы "Наутилуса" на него в Верховный суд датировано этим сентябрём.
Юристы петербургской компании пытались доказать: ремонтные работы на "Оленегорском горняке" фактически выполнены, а график их выполнения якобы сфальсифицирован. Они добивались назначения экспертизы этого документа — в частности, вызывала сомнения подлинность подписи заместителя генерального директора "Наутилуса". Суд экспертизу не назначил, спорный документ из числа доказательств исключил, а договор расторг. Теперь "Наутилус" должен 33–му СРЗ 83 млн рублей, но его юристы не сдаются. 13 сентября петербургский арбитраж зарегистрировал заявление "Наутилуса" о пересмотре дела "по вновь открывшимся обстоятельствам", рассмотрение которого пока не началось. А ещё в "Наутилусе" считают, что 33–й СРЗ должен ему за ремонт "Оленегорского горняка" 147 млн рублей — деньги за ремонт плюс проценты за их невыплату. Этому посвящён отдельный судебный спор, который только начался.
"Мой интерес — наказать зло…"
С июня 2015 года до самой смерти в октябре 2019–го "Наутилус" возглавлял Герой России вице–адмирал Михаил Моцак, уволившийся в запас в 2000 году с должности начальника штаба Северного флота. Он руководил операцией по спасению экипажа подводной лодки К–141 "Курск", весь личный состав которой погиб. Именно Михаил Моцак должен был подписать договор с 33–м СРЗ — в 2017 году он руководил "Наутилусом". Заместитель генерального директора "Наутилуса" Сергей Моцак, подлинность подписи которого на графике выполнения ремонта "Оленегорского горняка" обсуждалась в судебном процессе, — сын покойного адмирала.
Генеральный директор 33–го СРЗ Олег Касьянов настроен решительно и собирается выиграть судебные споры.
"Сотрудник “Наутилуса” схватил аванс и пропал, забыв при этом выполнить какие–то работы и, самое главное, отчитаться за эти работы, как положено по гособоронзаказу. Всячески скрывался, не брал трубки… По истечении многих лет с момента, как он получил аванс, вообще пропал, фирма брошенная. Ведём судебные тяжбы, надеюсь, дойдём до уголовки. Руки не опускаем, надеюсь, что справедливость восторжествует…" — заявил глава одной из крупнейших в России военных верфей.
Единственная владелица и генеральный директор "Наутилуса" Ирина Белых называет себя номиналом, действующим в интересах покойного адмирала.
"У нас всё прозрачно… Я в данном случае номинальный товарищ, который вам ничего не объяснит. Я отстаиваю интересы человека, который умер. Мой интерес — наказать зло…" — заявила хозяйка "Наутилуса", но от подробных комментариев отказалась.
Она владеет "Наутилусом" с момента его регистрации в 2015 году и руководит им с марта 2020–го.
"Сегодня таким нет места на рынке…"
Владелец и генеральный директор петербургского ООО "Морские комплексные системы" (МКС) Павел Зубков полагает, что причиной спора между "Наутилусом" и 33–м СРЗ могла стать небрежность в документальном оформлении проведённых работ.
"Нам доводилось сотрудничать с 33–м СРЗ — это достойный партнёр, который выполняет взятые на себя обязательства. Проблемы возникают, конечно, но, как у всех, из–за нестабильного финансирования со стороны заказчиков. В отношениях с 33–м СРЗ, как и с другими заказчиками в гособоронзаказе, чрезвычайно важны скрупулёзность в оформлении всех документов. Даже мелкие недочёты могут повлечь большие неприятности — это специфика всех госконтрактов, военных особенно. Создаётся впечатление, что, вероятно, такие проблемы и возникли у “Наутилуса”", — говорит глава МКС.
Владелец другого подрядчика 33–го СРЗ — производственного холдинга "Кингисеппский машиностроительный завод" (КМЗ) — Михаил Даниленко считает сам факт получения "Наутилусом" контракта на ремонт военного корабля странным.
"Компания, у которой не видно ни рубля реализации за весь период, странным образом становится поставщиком услуг в рамках гособоронзаказа для крупного судоремонтного завода. Сегодня таким компаниям нет места на рынке соответствующих услуг, потому что появилась необходимость в лицензировании, в закреплении военного представительства и в предоставлении банковских гарантий. Всё это хоть как–то отсеивает предпринимателей, переоценивающих свои возможности. Полагаю, изначально какой–то план ремонта “Оленегорского горняка” у директора компании был, но сегодня такое наследие уже незавидно. В любом случае у 33–го СРЗ нет других вариантов, кроме поиска потраченного аванса…" — говорит владелец КМЗ.