Тревожные заявления о ситуации на российском рынке труда стали звучать чуть ли не ежедневно. В четверг, 9 ноября, председатель Центрального банка Эльвира Набиуллина, выступая в Думе, заявила, что "в экономике практически не осталось рабочих рук". Днём позже председатель правления "Тинькофф" Станислав Близнюк на инновационном форуме Finopolis–2023, размышляя над тем, какая сейчас главная проблема у отечественного бизнеса, сказал: это дефицит кадров. "Если говорить про специалистов IT, то там безработица какая–то нулевая, если она вообще не отрицательная", — добавил он.
Институт социального анализа и прогнозирования РАНХиГС 10 ноября обнародовал результаты исследования, согласно которому оборот рабочей силы (показатель изменения численности работников, включающий наём, увольнение и перераспределение) в России достиг максимума за 10 лет. В исследовании говорится, что основным драйвером изменений на рынке труда стал оборонно–промышленный комплекс, спрос на продукцию которого растёт. Учёные считают, что российская экономика и вслед за ней рынок труда сейчас находятся в стадии трансформации, характеризующейся значительными перетоками рабочей силы из одних отраслей в другие и ростом дифференциации заработных плат.
Для работодателей видятся два выхода из кадровой ловушки. Первый — пойти по знакомому пути и заполнить свободные вакансии гражданами из других стран. В последнее время звучат предложения привлекать рабочую силу из стран Африки или из Индии. То есть работать по модели минимизации издержек за счёт использования дешёвой рабочей силы. Естественно, в этом случае нужно быть готовым к издержкам другого рода, связанным с ассимиляцией этих граждан в новой для себя стране.
Второй путь более сложный — повышать зарплаты, не дожидаясь, пока сотрудники перебегут туда, где больше платят. Одновременно добиваясь роста производительности труда. В этом случае решается и другая задача — повышения уровня жизни своих же сотрудников. Кстати, привлечения мигрантов и в такой ситуации будет не избежать. Но на достойные зарплаты в страну потянутся уже люди с высокой квалификацией. Которые, с одной стороны, смогут быстро адаптироваться, с другой — привнести в страну свой опыт.
Министр экономического развития Максим Решетников назвал человеческий капитал самым дефицитным ресурсом в российской экономике. Похоже, пришло время научиться рачительно его использовать.