По статистике, потребление бумаги растёт во всём мире. О том, как это стимулирует отрасль к развитию, "ДП" рассказал управляющий директор Кондопожского ЦБК (входит в группу компаний "Карелия Палп") Сергей Байдин.
В последние годы целлюлозно–бумажная промышленность (ЦБП) столкнулась с большим количеством вызовов: каковы текущие условия для работы?
— Первым вызовом стала пандемия, когда практически отсутствовало живое деловое общение с партнёрами. Не было референс–визитов, форумов, семинаров и других встреч для очного диалога. И мы ощутили все последствия недостатка качественного общения между производителями и потребителями — то есть с теми, для кого мы производим бумагу, и с теми, кто производит оборудование и сырьё для нас.
Второй вызов связан с санкциями — вот в этот момент всё изменилось на 180 градусов. Наши традиционные поставщики ушли с российского рынка. Потребовалось время и немало усилий на подбор, адаптацию производства под новых поставщиков комплектующих, на подстройку. Но считаю, что у такой встряски есть и свои плюсы. Она позволила нам увидеть узкие места в процессах, проанализировать технологию, изучить компетенции ранее малознакомых нам центров отрасли. Кроме того, мы более детально оценили и собственные продукты.
Игроки отрасли, и мы в их числе, быстро отреагировали на изменения — адаптировались к новым рынкам сбыта, перестроили логистические цепочки, заместили ранее импортируемые материалы на отечественные и производимые в дружественных странах.
Предприятиям отрасли пришлось искать на новых рынках порядка 80% от всей номенклатуры потребляемых комплектующих и отчасти сырья. А ведь ранее отечественное машиностроение полностью покрывало нужды ЦБП. Так, карельский "Петрозаводскмаш" успешно развивался в советское время. Восстановить бы такие предприятия, максимально загрузить заказами по изготовлению валов, цилиндров, редукторов, других крупных изделий, по которым ощущается дефицит на внутреннем рынке. А пока мы находим необходимое в Индии, Китае и иных странах.
Думаю, отечественное машиностроение имеет все шансы на второе рождение. Главное — поддерживать диалог, реагировать на запросы промышленников. А дальше конкуренция заставит двигаться быстрее и эффективнее. Ведь именно этого — комплексных поставщиков оборудования российским предприятиям ЦБП сейчас и недостаёт.
Сергей Байдин, управляющий директор Кондопожского ЦБК
Какова актуальная география поставок продукции?
— Если говорить про нас, до 2019–2020 годов география включала более 50 стран–потребителей. Сейчас их число немного сократилось — но охват немалый: порядка 2 / 3 населения планеты. Давайте вместе сосчитаем: Китай — 1,5 млрд человек, Индия — 1,3 млрд, Африканский континент — 1 млрд. И это только часть нашей новой клиентской аудитории.
Насколько активно развивается внутренний рынок сбыта?
— Будучи на протяжении всей своей истории поставщиком рынка b2b — а ранее Кондопожский ЦБК имел единственный продукт: газетную бумагу, — в последние годы мы вышли и в сегмент b2c с потребительской бумагой формата А4 для офисных нужд.
Кроме того, сегодня мы налаживаем связи с компаниями, которые традиционно покупали сырьё в Европе. Так, комбинат поставляет пробные партии нового для себя продукта на производства обойной бумаги, заменяя иностранных поставщиков российских предприятий. Особенный спрос — на упаковочные виды бумаги.
Китайские производители оборудования уже начали реализовывать поставки оборудования для модернизации целлюлозно–бумажного производства в России. Как оцениваете возможности такого сотрудничества?
— В активную фазу процесс вошёл в апреле 2023 года: за полгода достаточно много наших специалистов съездили в Китай для знакомства с продукцией и возможностями машиностроительных заводов.
Поднебесная производит весь объём и номенклатуру оборудования, необходимые для российской ЦБП. Момент, который настораживал нас раньше, — это качество заводских испытаний, приёмка. Сейчас беспокойства нет: производство организовано на очень высоком уровне не только в Китае, но и в Индии. Мы уже 2 года работаем с китайскими поставщиками по линии технологических материалов: закупаем одежду машин, гарнитуру — то, что быстро изнашивается и требует оперативной замены. Сотрудничество выстроено. Не так давно мы приобрели в Индии оборудование для возводимой на комбинате макулатурной линии: оно поступило, идёт монтаж.
Скажу также, чего нам недостаёт: электроники — частотно–регулируемых приводов, контроллеров, плат для систем управления. Подбираем новых поставщиков, но пока ещё пользуемся теми запасами, которые были созданы для безаварийной работы. Очень радует, что российский рынок предлагает адекватные замены традиционным ABB, Siemens и другим европейским производителям.
Пришлось ли в связи с этими изменениями корректировать программу модернизации производства Кондопожского ЦБК?
— 2022–й стал годом перестройки и переориентирования, поскольку линия стратегического развития предприятия включала западное оборудование. Мы, концептуально не меняя направление по конечным продуктам, по объёмам производства, пересмотрели этот подход именно в части подбора оборудования и технологий, ведём переговоры с другими производителями. В части, например, макулатурного производства нам удалось не просто подобрать замену, но и сделать базисный инжиниринг, заключить контракт на поставку, изготовить оборудование и доставить его в Кондопогу.
А если говорить про вашу инвестиционную программу — как она реализуется?
— Несмотря на все сложности, группа компаний "Карелия Палп", и комбинат в частности, продолжила курс на развитие.
Наша инвестпрограмма состоит из трёх этапов. Первый направлен на расшивку узких мест производства, а также на расширение продуктового портфеля. Мы уже перепрофилировали две бумагоделательные машины: одна полностью, а вторая частично переведена на производство легкограммажной упаковочной бумаги, установлена и уверенно работает новая транспортно–упаковочная линия. В результате сегодня мы имеем возможность ответить на ожидания наших клиентов в части не только самого продукта, но и размерности требуемых рулонов. Кроме того, нам удалось существенно улучшить качество упаковки рулонов.
Второй этап инвестпрограммы нацелен на снижение себестоимости наших продуктов–полуфабрикатов — полуцеллюлозы, химико–термомеханической массы и других.
Третий этап направлен на развитие производства сульфитной целлюлозы и новых высокомаржинальных продуктов, а именно — вискозы, микрокристаллической целлюлозы. Для его реализации у нас есть всё.
Программа рассчитана на несколько лет. Мы планируем продолжать расширять портфель продуктов, работать над эффективностью производства, а также над снижением экологической нагрузки. На всех этапах присутствуют энергосберегающие и экологические проекты.
Но при этом будут сохранены традиции предприятия, сделавшие его узнаваемым брендом?
— Безусловно. В следующем году Кондопожский ЦБК отметит своё 95–летие. Одна из наших традиций — это качество во всём. Славное имя комбината сложилось из истории его взаимодействия с клиентами, из качества, заложенного в наш продукт — его знают и ценят во всём мире. Имиджем ответственного и надёжного поставщика мы гордимся и сохраняем его.
Говоря про отрасль в целом: как вы оцениваете её перспективы?
— Как очень понятные. Со стороны государства намечен курс на развитие науки, производств, популяризацию инженерных специальностей. При наличии эффективной научной базы, партнёров–машиностроителей, правильной кадровой и сырьевой политики — я считаю, у целлюлозно–бумажной промышленности впереди интересный и продолжительный путь развития.
Кроме того, наш огромнейший плюс по сравнению с другими отраслями в том, что мы работаем с возобновляемым ресурсом — с лесом. Его восстановление, обновление и уход за ним — наша постоянная забота. И это тот случай, когда усилие даёт высокий результат.