"ДП" в рамках проекта "Деловой бестселлер" (придуман и реализуется в сотрудничестве с лидером строительного рынка "Группой ЛСР", которая, как и "ДП", была основана 30 лет назад) продолжает знакомить читателей с событиями в экономической жизни города, которые освещались на страницах издания с 1993 года.
Движение поездов "Аллегро" между Петербургом и Хельсинки прекратилось ещё прошлой весной, а финские пограничные переходы Ваалимаа, Нуйямаа, Иматра и Ниирала закрылись в ночь на 18 ноября 2023 года. Грузовой трафик также фактически остановился. Активное развитие транспортной связи между соседними государствами началось более 20 лет назад. Именно об этом шла речь в номере "Делового Петербурга" 1097 от 11 декабря 2001 года.
Из этой статьи вы узнаете, что:
- Железнодорожники должны были подготовить проект обустройства скоростного движения на маршруте Москва – Петербург – Хельсинки к концу 2001 года
- Скоростные поезда между Финляндией и Россией планировали запустить к 300-летию Петербурга в 2003 году
- Главная цель проекта заключалась в развитии грузоперевозок, а не пассажирского сообщения
- Финская сторона намеревалась потратить на реализацию проекта на своей территории более $200 млн
- Российские и финские железнодорожники никак не могли договориться, какой пассажирский поезд будет обслуживать скоростной маршрут
- Россияне настаивали на использовании электропоездов "Сокол" и вагонов "Тверской экспресс". Финны, в свою очередь, предлагали поезд Pendolino
- Основной поток грузов через российско-финляндскую границу в 2001 году обеспечивал автотранспорт
- Ключевыми грузами, которые везли по ж/д из России в Финляндию, были нефть, лесоматериалы, металлы, минеральные удобрения, руда и уголь
Авторы материала — Полина Козловская и Светлана Осипова
Скоростное движение на Хельсинки прикрывается пассажирами
Специалисты ГУП "Октябрьская железная дорога" (ОЖД) должны до конца 2001 года представить министерству путей сообщения проект обустройства скоростного движения на маршруте Москва – Петербург – Хельсинки.
Чиновники всех рангов требуют от железнодорожников запустить скоростные поезда на этой трассе к 300-летию Петербурга в 2003 году. Над технико-экономическим обоснованием проекта трудится специально созданная российско-финская рабочая группа.
Несмотря на то что постоянно приходят сообщения о необходимости подобной скоростной магистрали для улучшения пассажирского движения, основная цель — перевозки грузов. Трасса Хельсинки – Петербург – Москва входит в международный транспортный коридор №9, который продолжается дальше на юг — через Киев, Кишинёв, Бухарест и Александрополис. Россия присоединилась к решению о создании этого коридора, и уже не раз руководители государства заявляли о приоритетности проектов, связанных с развитием этих трасс.
Что построят
Устройство скоростного движения не потребует строительства новых железнодорожных путей. На участке дороги Петербург – Хельсинки железнодорожники будут действовать так же, как и на маршруте Петербург – Москва, где совсем недавно закончилась реконструкция путей и оборудования.
На сегодня известно, что финская сторона потратит на реализацию проекта на своей территории более $200 млн. Предположительно с российской стороны затраты на организацию скоростного движения составят аналогичную сумму. Правда, большая часть дороги на российской территории уже готова принять скоростные поезда. Пути на участках Москва – Петербург и Петербург – Выборг – госграница электрифицированы и реконструированы.
Больших затрат потребует устранение автомобильных переездов через железнодорожные пути. Кроме того, увеличение скорости движения по основным железнодорожным веткам потребует отдельных путей для пригородных поездов.
Пока неизвестно, какой пассажирский поезд будет обслуживать скоростной маршрут. Российские и финские железнодорожники никак не могут договориться об этом. Российская сторона ратует за скоростные электропоезда "Сокол" и вагоны нового поколения "Тверской экспресс". Финская сторона, в свою очередь, предлагает поезд Pendolino.
Как обещает руководство ОЖД, после полной реконструкции дороги время в пути от Москвы до Хельсинки сократится с 13 до 7 часов, а от Петербурга до столицы Финляндии — до 3 часов.
“
"Финны должны выйти на показатель 2,05 часа на проезд от Хельсинки до государственной границы, но пока им это не очень удаётся", — говорит главный инженер ГУП "Октябрьская железная дорога" Валентин Гапанович.
Выгодные грузы
Однако основной доход на этой трассе, скорее всего, будет приносить не пассажирское движение. Хотя руководители ОЖД и утверждают, что пассажирские перевозки между Россией и Финляндией растут ежегодно на 10%, до сих пор поезда Петербург – Хельсинки ходят зачастую полупустые.
Пассажиров вряд ли привлекут и цены на скоростные поезда. Сегодня стоимость билетов на дальние поезда покрывает затраты железнодорожной отрасли лишь на 40%. За счёт билетов на скоростные поезда железнодорожники наверняка захотят покрыть больше.
А вот грузовое движение на этом направлении действительно динамично развивается. Сегодня здесь по соглашению между двумя странами проходит 30 пар поездов в сутки. Кроме того, скоростное железнодорожное движение в рамках международных транспортных коридоров считается намного перспективнее, нежели автомобильное.
Сегодня основной поток грузов через российско-финляндскую границу идёт именно автомобильным транспортом. "Использование автомобилей в системе международных транспортных перевозок, где требуется везти груз на достаточно большие расстояния, крайне нерентабельно. Поэтому если мы хотим участвовать в международных коридорах, нам необходимо развивать железнодорожную сеть. Грузы, идущие, например, через всю Россию на юг по коридору №9, просто дешевле везти не на машинах, а на поездах", — объясняет председатель Координационного совета по логистике и советник министра транспорта РФ по логистике Леонид Миротин.
Основные грузы, которые везут по железной дороге из России в Финляндию, — это нефть, лесоматериалы, металлы, минеральные удобрения, руда, уголь, скоропортящиеся грузы. Из Финляндии идёт в основном продукция экспортной промышленности.
Между Финляндией и Россией регулярно курсируют так называемые "зелёные экспрессы" — составы, осуществляющие доставку древесного сырья с пассажирской скоростью.
Историческая справка:
В 2001 году была достигнута договорённость между президентом России и президентом Финляндии об организации скоростного движения между Санкт-Петербургом и Хельсинки. В марте 2003 года издано распоряжение "Об организации скоростного движения пассажирских поездов на участке Санкт-Петербург — Бусловская Октябрьской ж/д". В ноябре 2010 года электропоезд "Аллегро" совершил первый тестовый рейс Хельсинки — Санкт-Петербург и обратно. 12 декабря 2010 года открылось регулярное пассажирское сообщение по этому маршруту.
C 18 марта 2020 года в рамках борьбы с пандемией COVID-19 курсирование пассажирских поездов между Россией и Финляндией было приостановлено. С 12 декабря 2021 года движение поездов частично восстановлено, с учётом эпидемиологических ограничений. В частности, следовать по маршруту могли только граждане России и Финляндии.
27 марта 2022 года были выполнены последние рейсы "Аллегро", после чего пассажирское железнодорожное сообщение между Россией и Финляндией было прекращено.