Закрытие четырёх погранпереходов с Финляндией ещё сильнее ударит по туристическим отраслям обеих стран. Но фактически обнулившейся торговле между государствами от этой меры вряд ли станет ещё хуже.
С субботы, 18 ноября, прекратили работу четыре ближайших к Петербургу пункта пропуска на границе с Финляндией: Торфяновка — Ваалимаа, Брусничное — Нуйямаа, Вяртсиля — Ниирала и Светогорск — Иматра. Теперь попасть из России в Финляндию можно только через четыре оставшихся северных КПП. Два из них в Мурманской области (Лотта — Райя–Йоосеппи и Салла — Келлоселькя), два — в Карелии (Суоперя — Куусамо и Люття — Вартиус).
Ограничения действуют до 18 февраля 2024 года, но, как отмечается в официальном заявлении МВД Финляндии, решение может быть скорректировано или даже отменено, если в нём больше не будет нужды.
Сумасшедшие дни
Необходимость в частичном перекрытии границ финское правительство обосновывает "явными признаками того, что власти иностранного государства или другие субъекты" способствуют расширению нелегальной миграции в Суоми. Всю прошлую неделю с границы поступали сообщения о нашествии мигрантов, добиравшихся через Россию до Финляндии на велосипедах с целью получить там убежище. С 15 ноября финские власти закрыли возможность пересечения кордона на двухколёсном транспорте, но, судя по всему, умерить напор эта мера не помогла.
"Речь идёт о пересечении границы в Брусничном несколькими гражданами Ближнего Востока и Африки. В их число попали граждане Финляндии, приезжавшие на территорию РФ купить бензин, который дешевле в 4 раза", — указывает доцент кафедры менеджмента РАНХиГС Санкт–Петербург Линда Рыжих.
По её мнению, полное закрытие пограничных пунктов пропуска между странами неизбежно приведëт к нарушению международных экономических отношений — снижению оборота торговли и убыткам в туристической отрасли.
Что касается гостей из Европы через Финляндию, то этот поток не был большим, говорит эксперт. В основном это люди, которые приезжают к родственникам, или те, кто имеет российское гражданство и временно проживает в Европе — учится, работает и так далее. "Приезжающих в Россию через Финляндию именно с целью туризма не так много, и я бы не стала называть это потоком. Однако какое–то количество таких людей есть, и данные меры будут препятствовать их въезду", — полагает Линда Рыжих.
Когда ещё во время пандемии европейские перевозчики остановили перемещения между Европой и Россией, трафик оттуда пошёл через Финляндию, напоминает президент Национальной ассоциации туристско–информационных центров Михаил Ушаков. В абсолютных цифрах количество визитов европейцев в Россию через Финляндию действительно не было высоким, соглашается он, подчёркивая, однако, что этот поток имел значение в части взаимодействия двух стран.
"Например, часть французских групп ехала до Хельсинки, а затем отправлялась в Петербург на автобусах. Финляндия в этом отношении была “открытым окном”, позволяющим связываться с Европой. После введения ограничений, которые фактически закрыли границу с Суоми, этот поток остановился. По сути европейские страны тем самым создали “железный занавес” от России. Для туризма это скорее тяжело психологически, чем экономически", — рассказывает Ушаков.
Глуши мотор
В первую очередь от закрытия пунктов пропуска пострадали операторы автобусных маршрутов между Петербургом и Хельсинки. Основные перевозчики — Lux Express, Ecolines и "Совавто" — отменили все рейсы начиная с 18 ноября. При этом с возвратом уже купленных билетов вопрос пока решён не до конца. В Lux Express предлагают клиентам поменять билет на другое направление или получить компенсационный код на бесплатную поездку в будущем, Ecolines разрешает обмен на рейсы до Таллина.
Последним об отмене всех предстоящих поездок сообщил "Совавто" — все перевозки между Россией и Финляндией отменены до 24 февраля. В компании предложат вернуть деньги за билеты, купленные на автобусы с вечера 17 ноября, или сохранить их и использовать "позже, в случае изменения ситуации".
Михаил Ушаков считает, что в затруднённом положении оказываются также и финские воздушные гавани. Отстроенные аэропорты (в частности, в Лаппенранте) были заточены на работу с Россией в качестве транзитного пункта, Финляндия, очевидно, хотела на этом заработать. Приезжающие в Хельсинки люди, вероятнее всего, ночевали в городе, поскольку все рейсы были вечерними. "Я думаю, что наши европейские коллеги, которые работают на туристическом рынке, тоже сожалеют о решении закрыть пограничные пункты", — полагает эксперт.
Со дна не упасть
На торговлю между двумя странами новый виток сужения границ никак не повлияет, уверена партнёр исследовательского агентства M.A.Research Людмила Симонова. "Там проходит очень малый объём. Кому будет нужно, те сформируют альтернативные маршруты и всё довезут", — считает она.
По данным Eurostat, объём экспорта из Финляндии в Россию автотранспортом в сентябре 2023 года составил 22,1 млн евро. Это в 3,3 раза меньше, чем за тот же месяц 2022 года, и в 12 раз меньше показателя сентября 2021–го. До обострения международной обстановки порядка 80% экспорта Суоми в стоимостном выражении поступало в Россию именно на автомобилях.
Ещё более показательно сократился поток финского импорта из РФ на грузовиках. За сентябрь его объём составил менее 407 тыс. евро — в 16 раз меньше в сравнении с сентябрём 2022–го и в 185,5 раза меньше результата сентября–2021.