Финляндия окончательно отгородилась от Ленобласти

Закрытие четырёх погранпереходов с Финляндией ещё сильнее ударит по туристическим отраслям обеих стран. Но фактически обнулившейся торговле между государствами от этой меры вряд ли станет ещё хуже.

С субботы, 18 ноября, прекратили работу четыре ближайших к Петербургу пункта пропуска на границе с Финляндией: Торфяновка — Ваалимаа, Брусничное — Нуйямаа, Вяртсиля — Ниирала и Светогорск — Иматра. Теперь попасть из России в Финляндию можно только через четыре оставшихся северных КПП. Два из них в Мурманской области (Лотта — Райя–Йоосеппи и Салла — Келлоселькя), два — в Карелии (Суоперя — Куусамо и Люття — Вартиус).
Ограничения действуют до 18 февраля 2024 года, но, как отмечается в официальном заявлении МВД Финляндии, решение может быть скорректировано или даже отменено, если в нём больше не будет нужды.

Сумасшедшие дни

Необходимость в частичном перекрытии границ финское правительство обосновывает "явными признаками того, что власти иностранного государства или другие субъекты" способствуют расширению нелегальной миграции в Суоми. Всю прошлую неделю с границы поступали сообщения о нашествии мигрантов, добиравшихся через Россию до Финляндии на велосипедах с целью получить там убежище. С 15 ноября финские власти закрыли возможность пересечения кордона на двухколёсном транспорте, но, судя по всему, умерить напор эта мера не помогла.
"Речь идёт о пересечении границы в Брусничном несколькими гражданами Ближнего Востока и Африки. В их число попали граждане Финляндии, приезжавшие на территорию РФ купить бензин, который дешевле в 4 раза", — указывает доцент кафедры менеджмента РАНХиГС Санкт–Петербург Линда Рыжих.
По её мнению, полное закрытие пограничных пунктов пропуска между странами неизбежно приведëт к нарушению международных экономических отношений — снижению оборота торговли и убыткам в туристической отрасли.
Что касается гостей из Европы через Финляндию, то этот поток не был большим, говорит эксперт. В основном это люди, которые приезжают к родственникам, или те, кто имеет российское гражданство и временно проживает в Европе — учится, работает и так далее. "Приезжающих в Россию через Финляндию именно с целью туризма не так много, и я бы не стала называть это потоком. Однако какое–то количество таких людей есть, и данные меры будут препятствовать их въезду", — полагает Линда Рыжих.
Когда ещё во время пандемии европейские перевозчики остановили перемещения между Европой и Россией, трафик оттуда пошёл через Финляндию, напоминает президент Национальной ассоциации туристско–информационных центров Михаил Ушаков. В абсолютных цифрах количество визитов европейцев в Россию через Финляндию действительно не было высоким, соглашается он, подчёркивая, однако, что этот поток имел значение в части взаимодействия двух стран.
"Например, часть французских групп ехала до Хельсинки, а затем отправлялась в Петербург на автобусах. Финляндия в этом отношении была “открытым окном”, позволяющим связываться с Европой. После введения ограничений, которые фактически закрыли границу с Суоми, этот поток остановился. По сути европейские страны тем самым создали “железный занавес” от России. Для туризма это скорее тяжело психологически, чем экономически", — рассказывает Ушаков.

Глуши мотор

В первую очередь от закрытия пунктов пропуска пострадали операторы автобусных маршрутов между Петербургом и Хельсинки. Основные перевозчики — Lux Express, Ecolines и "Совавто" — отменили все рейсы начиная с 18 ноября. При этом с возвратом уже купленных билетов вопрос пока решён не до конца. В Lux Express предлагают клиентам поменять билет на другое направление или получить компенсационный код на бесплатную поездку в будущем, Ecolines разрешает обмен на рейсы до Таллина.
Последним об отмене всех предстоящих поездок сообщил "Совавто" — все перевозки между Россией и Финляндией отменены до 24 февраля. В компании предложат вернуть деньги за билеты, купленные на автобусы с вечера 17 ноября, или сохранить их и использовать "позже, в случае изменения ситуации".
Михаил Ушаков считает, что в затруднённом положении оказываются также и финские воздушные гавани. Отстроенные аэропорты (в частности, в Лаппенранте) были заточены на работу с Россией в качестве транзитного пункта, Финляндия, очевидно, хотела на этом заработать. Приезжающие в Хельсинки люди, вероятнее всего, ночевали в городе, поскольку все рейсы были вечерними. "Я думаю, что наши европейские коллеги, которые работают на туристическом рынке, тоже сожалеют о решении закрыть пограничные пункты", — полагает эксперт.

Со дна не упасть

На торговлю между двумя странами новый виток сужения границ никак не повлияет, уверена партнёр исследовательского агентства M.A.Research Людмила Симонова. "Там проходит очень малый объём. Кому будет нужно, те сформируют альтернативные маршруты и всё довезут", — считает она.
По данным Eurostat, объём экспорта из Финляндии в Россию автотранспортом в сентябре 2023 года составил 22,1 млн евро. Это в 3,3 раза меньше, чем за тот же месяц 2022 года, и в 12 раз меньше показателя сентября 2021–го. До обострения международной обстановки порядка 80% экспорта Суоми в стоимостном выражении поступало в Россию именно на автомобилях.
Ещё более показательно сократился поток финского импорта из РФ на грузовиках. За сентябрь его объём составил менее 407 тыс. евро — в 16 раз меньше в сравнении с сентябрём 2022–го и в 185,5 раза меньше результата сентября–2021.

Проблемы начались не вчера

Осложнить жизнь закрытие границ может предпринимателям, которые в частном порядке занимаются ввозом продуктов и потребительских товаров из ближайшей страны Евросоюза для перепродажи их в России. Небольших магазинов с вывесками "Товары из Финляндии" в Петербурге даже сейчас несколько десятков.
Сами торговцы по–разному оценивают свои перспективы. Например, представитель сервиса доставки финских продуктов "Огород" в беседе с "ДП" не решился точно сказать, как будет организована работа в дальнейшем, отметив, что ситуация может меняться каждый день.
Владелец магазина FinLoveSpb Эхсон Махмудов заверяет, что его точка продолжит работать в обычном режиме. По его словам, каналы поставок продукции от закрытия КПП не пострадают.
Магазинов с финскими товарами в городе становится меньше, но это происходит давно, замечает председатель совета Союза малых предприятий Санкт–Петербурга Владимир Меньшиков.
"Сокращение началось ещё до пандемии, когда были введены контрсанкции со стороны нашей страны в отношении сельхозпродукции государств Евросоюза", — объясняет эксперт.
По словам Владимира Меньшикова, сейчас взаимодействие предпринимателей двух стран практически сошло на нет. Но не только отечественный бизнес был зависим от соседней страны — многие финские приграничные регионы фактически жили за счёт российских туристов и предпринимателей.
До начала СВО финский бизнес был достаточно глубоко интегрирован в российскую экономику, и особенно это ощущалось в Северо–Западном регионе. Не только в ретейле, где были представлены Prisma, Siwa, Super Siwa и другие финские торговые сети, не только за счёт продукции из Финляндии, которая шла на российский рынок, но и в промышленности. Тот же Fortum, который имел активы в энергетике, Nokian Tyres, которая производила покрышки в Ленинградской области, Архангельский ЦБК, который очень тесно был интегрирован с финским бизнесом и использовал сырьё из Суоми. Всё это в прошлом. Сейчас мы видим, что Финляндия целиком и полностью отказывается от сотрудничества с Россией. И рассчитывать, что бизнес станет идти против данной тенденции, нет смысла, потому что, в отличие от России, в Финляндии бизнес имеет куда большее влияние на политику государства. И именно им, в моём понимании, в значительной степени продиктована та политическая позиция, которую демонстрируют финские власти. Да, конечно, закрытие погранпереходов является исключительной мерой. Но после того как был запрещён въезд автомобильного транспорта, прекращён очень ёмкий по инвестициям проект железнодорожных перевозок "Аллегро", и многие другие вещи в отношениях с Россией были разорваны. По большому счёту мы видим уже завершение цикла.
Иван Федяков
генеральный директор аналитического агентства INFOLine
Наши отношения с Финляндией длительное время были дружескими. Даже когда шла холодная война, кого вы могли увидеть в Ленинграде? Финских представителей, которые сюда что–то привозили, а мы у них что–то покупали. По нашим оценкам, раньше практически каждая десятая семья закупала продукты в магазинах Финляндии, а потом привозила их сюда. Кто–то для себя, а кто–то перепродавал их либо своим знакомым и родственникам, либо в мелкие торговые лавки. Сейчас, если говорить о торговом обороте, он у нас упал в 10 раз. Взаимодействие практически прекратилось. Но мы, бизнесмены, живучие. Нам закрыли дверь — мы лезем в окно. Закрыли окно — пробираемся сквозь щель. И так как в Финляндию пути закрыты, мы нашли другие — через Армению, Казахстан, Стамбул. Но некоторые компании, которые были завязаны на Финляндию, прекратили своё существование. У орла на нашем гербе две головы. Одна повёрнута на восток, а вторая — всё–таки на запад. Пётр I прорубил "окно в Европу" не для того, чтобы мы его заколачивали. И если Евросоюз одумается, мы восстановим все связи с Финляндской Республикой за полгода. И вне всякого сомнения, это будет взаимный интерес. Бизнес — он вне политики. А когда политики вмешиваются в бизнес, мы несём потери.
Сергей Фёдоров
председатель правления Ассоциации промышленников и предпринимателей