На Каменном острове скроют от посторонних глаз отреставрированное здание–памятник. Архитектурное наследие города всё чаще прячется за различными заборами и кулисами.
На днях на сайте КГИОП был обнародован акт историко–культурной экспертизы, согласно которому предполагается установка временного ограждения из поликарбоната и уплотнение зелёной кулисы (живой изгороди) из елей и других растений возле дачи Гаусвальд на Каменном острове (2–я Берёзовая аллея, 32), являющейся региональным памятником. Когда ели подрастут, по крайней мере до 2,5 м, забор обещают убрать.
Дача Гаусвальд была построена в 1898 году для жены булочного мастера Евгении Карловны Гаусвальд. Несколько лет назад она была отреставрирована под представительство компании "РУСАЛ". Сначала деревянные конструкции здания хотели разобрать, но градозащитникам удалось добиться их максимального сохранения. По данным Росреестра, собственник не менялся с 2003 года. В КГИОП сообщали, что здание принадлежит ООО "Импульс" (эта же организация выступила заказчиком нынешней экспертизы). По данным "Контур.Фокус", общество принадлежит АО "Возрождение" и Валентине Дерипаске.
От забора до забора
После завершения реставрации дача уже была окружена непрозрачным забором "из затенённого полимерного материала". Но тот забор не был согласован, и в 2020 году комитет по охране памятников выиграл суд с требованием демонтировать ограждение. Чиновникам удалось доказать, что оно "нарушает объёмно–пространственную композицию комплекса объекта культурного наследия, искажает его облик и восприятие".
Теперь забор (возможно, в несколько изменённом виде), по сути, легализуют путём проведения историко–культурной экспертизы. В этом исследовании был сделан вывод, что исторически дача Гаусвальд "является примером устройства “дома в саду”, где кулисы из зелёных насаждений, с одной стороны, формируют внутреннее замкнутое пространство усадьбы, с другой — сохраняют гармоничный переход к парковому пространству Каменного острова".
Поэтому понадобилось "восстановление несплошных смешанных посадок с преобладанием сирени с включением хвойных растений, достигающих со временем максимальной высоты 2,5–3 м, подлежащих формовке и характерных для территории Каменного острова, хвойные подлежат стрижке до высоты 2,5 м".
Кроме того, с внутренней стороны рядом с посадками елей и можжевельников предлагается устройство "временного ограждения (на 15 лет, до момента формирования зелёной кулисы)". "Через 15 лет сирень и кизильник достигнут своего максимального развития и сформируют ландшафтную кулису с вертикальным озеленением, при этом крона кизильника будет формировать нижний ярус, а сирень — верхний ярус кулисы. Ель обыкновенная в составе кулисы поддержит озеленённость “ландшафтного ограждения” в течение всего сезона", — отмечается в материалах экспертизы. Ограждение выполняется высотой не более 1,6 м от поверхности земли. Заполнение — из "полупрозрачного поликарбоната".
Высота определяется "условиями беспрепятственного зрительного восприятия особняка Гаусвальд с открытых городских пространств — Большой и 2–й Берёзовой аллей парка “Тихий отдых”". (Впрочем, можно предположить, что даже через полутораметровый забор особняк целиком можно будет разглядеть только издали, не говоря уже об обзоре через ели и можжевельники высотой 2,5 м.)
Детективная натура
Дача Гаусвальд — не первый пример использования в современной практике кулисы для создания замкнутого усадебного пространства. Нечто подобное на Каменном острове сделано возле дачи Клейнмихель. Обзор на это живописное здание с башней отгораживает от площади перед Каменноостровским театром живая изгородь из елей. Интересно, что оба здания в своё время послужили натурой для сериала о Шерлоке Холмсе. И были выставлены, таким образом, на публичное обозрение. Теперь оба — максимально от публики закрыты. Почти не видно в летнее время со 2–й Берёзовой аллеи из–за плотной стены деревьев и ещё одного памятника архитектуры — особняка Фолленвейдера.
Хотя деревья в городе принято беречь и по возможности сажать их как можно больше, в случае с историческим центром всё не так однозначно: как правило, их стараются размещать так, чтобы не закрывать архитектуру. Как сообщал "ДП", основной критерий для зелени в центре города с точки зрения закона "О границах объединённых зон охраны…" — это её историческая ценность.
Не хватает обзора
“
"Конечно (то, что происходит на Каменном острове. — Ред.), это неправильно. Памятники архитектуры должны быть видны, ими должно быть можно любоваться — иначе какой вообще смысл в их сохранении?" — прокомментировал "ДП" градозащитник Дмитрий Литвинов.
Тем не менее разного рода ограждения появляются. Например, прежний владелец дачи Мюзера, когда купил её в 2011 году, первое и единственное, что сделал, — поставил со стороны Театральной улицы огромный уродливый забор, за которым эта дача, похоже, продолжала разрушаться, считает Литвинов.
"К сожалению, в законодательстве говорится о доступе и обеспечении сохранности ОКН и его исторической среды (ст. 7, 34), но не об обзоре самого объекта", — прокомментировал "ДП" юрист Павел Шапчиц.
По его мнению, всё это решается на уровне предмета охраны, режима использования территории объекта культурного наследия и зон охраны. Фактически зоны охраны в Петербурге, конечно, направлены на то, чтобы обеспечить восприятие объекта культурного наследия (например, ограничение высотной фоновой застройки и так далее).
Но если специального запрета на кулисы в зонах охраны нет, то нет и основания требовать их убрать.
"Есть даже более абсурдная судебная практика. В рамках спора о стройке на Воскресенской наб., 32, мы заявляли довод о том, что восстанавливаемый дом строится впритык к богато декорированному фасаду казармы гвардейской конной артиллерии, которая исторически была отделена от участка застройки переулком. Но суд это проигнорировал, сославшись на то, что раз этого декора в предмете охраны нет, то и созерцать там нечего", — отметил Шапчиц. Причём, по его словам, совершенно аналогичный декор на торце, открытом со Шпалерной ул., охраняется в ПО и к нему должен быть обеспечен доступ.
"ДП" направил вопросы в комитет Смольного по охране памятников и в "РУСАЛ".