Российские стартапы, создавшие аналоги зарубежных соцсетей, исправно рапортуют о росте аудитории. Однако бизнес новыми сервисами практически не пользуется.
Последние полтора года ознаменовались настоящим бумом развития новых отечественных социальных сетей. Но несмотря на то что некоторые из них демонстрируют неплохие показатели по привлечению пользователей, полноценно заместить покинувшие Россию зарубежные сервисы пока что не получилось ни у кого.
Аналоги на подбор
Активнее всего в России пытались сделать аналог Instagram (принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской и запрещена на территории РФ). Один из таких проектов — официальная соцсеть Ассоциации блогеров и агентств QR’ME.
"Наша социальная сеть органически набирает популярность, не прибегая к масштабным рекламным кампаниям. Общее количество загрузок QR’ME в магазинах приложений превышает 300 тыс. В новом квартале мы ожидаем дальнейшего роста числа регистраций, так как недавно представили наиболее демократичную систему верификации пользователей среди всех социальных сетей. Для получения “галочки” необходимо иметь аудиторию от 1 тыс. подписчиков", — рассказал "ДП" сооснователь QR’ME Александр Агеев.
По его словам, ежедневно активно размещают авторский контент и создают офлайн–события в приложении до 3,5 тыс. пользователей. С сентября 2023 года максимальное количество уникальных пользователей в месяц достигает 20 тыс. человек.
Одна из особенностей некоторых российских стартапов состоит в том, что они создают не оригинальные авторские проекты, а адаптируют дизайн и возможности заблокированных площадок. Например, социальная сеть "Россграм" практически полностью копирует интерфейс Instagram*. А сервис Looky позволяет перенести весь контент из запрещённой соцсети в своё приложение. Как рассказали в компании, аудитория Looky стабильно растёт на 7% в неделю и составляет более 1 млн пользователей.
"Нам удалось быстро стать полноценной заменой Instagram* по функционалу, и в течение этого года добавлялись новые уникальные “фичи”. Например, встроенная бесплатная нейросеть, геймифицированная программа лояльности, возможность прикреплять к постам кликабельные ссылки. Каждую новую разработку мы прорабатываем с точки зрения удобства для пользователей. Важно, чтобы они чувствовали себя комфортно", — отмечает генеральный директор Looky Анна Баринова.
Особняком стоят создатели проекта "Грустнограм", которые подчёркивают, что их продукт не стоит воспринимать как серьёзную попытку создания аналога ушедших соцсетей.
"Это изначально очень хорошая шутка, собравшая вокруг себя огромное количество талантливых адекватных людей, превративших её в реальный продукт, который мы развиваем", — уточняет сооснователь "Грустнограма" Александр Токарев.
Сейчас в соцсети зарегистрированы около 225 тыс. пользователей. Ежедневно приложением пользуются 1,5–2,5 тыс. человек.
Что касается других соцсетей, то аналогом приложения TikTok пытается стать сервис Yappy, созданный ещё в 2021 году. Соцсеть позволяет пользователям просматривать и создавать короткие вертикальные видеоролики. Но ей приходится конкурировать с таким сильным игроком, как VK. Эта компания довольно агрессивно развивает собственную видеоплатформу, которая претендует на то, чтобы потеснить позиции YouTube. В экосистему VK входит и сервис вертикальных видео "Клипы".
Одним из самых жизнеспособных российских проектов стал TenChat, аналог LinkedIn — американской соцсети для поиска и установления деловых контактов. Как рассказали "ДП" в пресс–службе TenChat, сейчас стартап приближается к отметке 3 млн пользователей. За последний год прирост аудитории составил почти 1,5 млн человек. Приложение регулярно выпускает обновления. Например, 16 ноября в обновлённой версии появился деловой хаб "Маркетспейс" для поиска сотрудников по рекомендациям.
Кросс–контентной площадкой для размещения контента была социальная сеть ЯRus, набравшая около 12 млн пользователей. Однако эту соцсеть связывали с Евгением Пригожиным, и с 30 июня её серверы оказались отключены. Возобновление работы сервиса возможно, только если компания найдёт нового инвестора.
Клиенты не оценили
Тем временем игроки рекламного рынка в новые соцсети приходят неохотно. Это связано с низкой заинтересованностью рекламодателей. Среди клиентов коммуникационного агентства "Идеи&Решения" новые сервисы используют менее 5% заказчиков, при условии наличия подростковой или b2b–аудитории.
"Мы прорабатывали с клиентом бизнес–сеть TenChat. Не только интерфейс оказался неудобен, но мы и не увидели ценных для нас результатов, которые привыкли получать в других соцсетях. Сложно было найти нашу аудиторию, а если находили, то она медленно реагировала на наш аккаунт", — комментирует управляющий партнёр агентства "Идеи&Решения" Сергей Пархоменко.
В агентстве PR Partner пользуются TenChat, несмотря на отсутствие рекламы. Другие новые российские соцсети в агентствах для работы практически не применяют.
"За последние 2 года мне удалось встретить всего один случай в практике, когда бренд использовал социальную сеть “Россграм”, но то был единичный спецпроект на волне хайпа. Можно отметить интерес к присутствию в TenChat, но в итоге предпочтение отдаётся другим популярным платформам, таким как Telegram и “ВКонтакте”", — говорит Head of business development Коkос Like ("Коkос Group") Сабина Исаева.
По словам эксперта, пока ни одна из российских соцсетей–стартапов не предложила бизнесу эффективных инструментов для продвижения или значительного объёма платёжеспособной аудитории.
Гонка за лидером
По данным Brand Analytics, к осени 2023 года число авторов в Instagram* перестало снижаться и они начали возвращаться в заблокированную соцсеть. Гиганты "ВКонтакте" и Telegram продолжают занимать лидирующие позиции, а формат видео TikTok перешёл в новые функции других соцсетей. Например, те же "Клипы" VK или YouTube Shorts.
"Главное условие успешного присутствия в социальных сетях — аудитория, которая является фундаментом для блогеров и бизнесов в стремлении к монетизации контента и продвижению своих услуг. Российские аналоги соцсетей не обладают не только необходимым функционалом, но и значительным числом пользователей, которые остаются на заблокированных платформах", — объясняет Сабина Исаева.
По её словам, запрещённые соцсети всё так же предлагают возможность потребления контента и общения с людьми со всего мира, что делает их привлекательными для аудитории. Аналоги пока не могут предложить сопоставимый масштаб.
Соучредитель коммуникационного агентства Mygribs Максим Болонкин отмечает, что у аналогов ушедших соцсетей не было резкого взлёта и завоевания аудитории. Это может быть связано с размером инвестиций, вложенных в развитие соцсетей.
"Массовой тенденции перехода в новые соцсети нет. Однако стоит отметить, что в Looky и Yappy наблюдается заметный прирост активной аудитории", — резюмирует он.
Впрочем, даже если доступ к VPN заблокируют и зарубежные сервисы окажутся недоступны, новые соцсети не получат всю российскую аудиторию. Ведь они будут конкурировать с "ВКонтакте" и Telegram, у которых есть набор инструментов для продвижения. Перегнать эти платформы будет непросто.
* Принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской и запрещена на территории РФ.