В структуре медиапотребления россиян продолжает лидировать формат видео — как на ТВ, так и в соцсетях. Но онлайн–кинотеатрам пока не удаётся захватить заметную долю.
Около 60% в структуре медиапотребления россиян составляет видео. К такому выводу пришли в исследовательской компании Mediascope. При этом, несмотря на бурное развитие социальных сетей, до сих пор доминирует телевидение, в основном за счёт линейного просмотра каналов (40%). YouTube с точки зрения вклада в медиапотребление занимает около 7%, TikTok — 3%.
Онлайн–кинотеатры в структуре медиапотребления занимают всего 2%. Частично это может объясняться тем, что, в отличие от других каналов, аудитория платит за контент на таких площадках. Также, как отмечает руководитель департамента по работе с клиентами Mediascope Ирина Суанова, аудитория онлайн–кинотеатров распределена неравномерно и сконцентрирована в основном в среднем возрасте. Основные драйверы развития сервисов — сериалы.
"У каждого поколения свои особенности медиапотребления: с возрастом растёт объём ТВ–просмотра и снижается доля интернет–активности. Молодое поколение (12–24 лет) практически равномерно использует YouTube, TikTok и ТВ с учётом нелинейного просмотра. Мы не забываем и про пиратский просмотр. Несмотря на то что немалая часть этой активности остаётся в серой зоне, в своих панельных исследованиях мы видим эту активность, знаем площадки и даже примерно фиксируем охваты", — объясняет Ирина Суанова.
Среди молодёжи телевидение служит для развлечения: 80–90% зрителей смотрят на ТВ кино, сериалы и шоу. Люди старшего возраста чаще пользуются телевидением как источником информации. Эксперты прогнозируют, что такая тенденция продлится ещё 10–15 лет.
Заместитель руководителя Института медиа факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ Олег Дмитриев тоже считает, что в социальных сетях видео больше распространено для молодёжи, а на телевидении — для среднего и старшего поколений. Кроме того, сейчас в мире есть тренд на персонализацию медиапотребления. У аудитории есть потребность самостоятельно определять, что и когда она будет смотреть.
"Онлайн–кинотеатры как раз дают возможность выбрать человеку тот контент, который ему нравится. Уверен, что доля пользователей онлайн–кинотеатров может быть постепенно увеличена при разнообразии фильмов и сериалов", — резюмирует эксперт.
Представители онлайн–кинотеатров говорят о росте аудитории и доходов. Например, в START к концу 2023 года значительно вырос процент мужской аудитории, а количество подписчиков платформы превысило 3 млн человек. По сравнению с началом года число пользователей выросло на 30%.
"По итогам первого полугодия 2023 года выручка сервиса от пользовательских платежей увеличилась на 101% год к году и достигла 3 млрд рублей", — прокомментировали в пресс–службе онлайн–кинотеатра.