Петербургский производитель и поставщик алкоголя вступил в борьбу за товарный знак, необходимый ему для импорта вина.
ООО "Группа Ладога", совладельцем которой является Вениамин Грабар (№149 в Рейтинге миллиардеров "ДП" — 2023), инициировало судебный спор против московского ООО "Инжиниринг", которое, по данным сервиса "Контур.Фокус", занимается исследованием конъюнктуры рынка и изучением общественного мнения.
Группа "Ладога", заработавшая в 2022 году 10,4 млрд рублей, просит Суд по интеллектуальным правам (СИП) о досрочном прекращении прав столичной компании на пять товарных знаков, представляющих собой разнообразные вариации слова "тамплиер" на латинице. Причина — неиспользование ответчиком в течение трёх последних лет спорных обозначений.
В компании "Ладога" пояснили, что бренды, которыми владеет "Инжиниринг", мешают истцу активно использовать обозначение Les Templiers (компания импортирует вино под данным товарным знаком). К слову, петербургский алкопроизводитель ещё в июле обратился в Роспатент с заявкой на регистрацию этого обозначения.
"Мы пытались договориться в досудебном порядке, поскольку это обязательное требование закона до подачи заявления в суд. Ответчик не проявил желания договариваться. По крайней мере — на данном этапе", — рассказали "ДП" в петербургской компании. С ООО “Инжиниринг" изданию связаться не удалось. Годовая выручка московской компании составляет менее 5 млн рублей.
"Наличие чужих сходных до степени смешения товарных знаков (различные вариации обозначения “тамплиер” в латинице) действительно свидетельствует о том, что они являются препятствием в регистрации “Ладогой” собственного товарного знака Les Templiers, — говорит ведущий юрист Intellect Анастасия Герман. — Вероятнее всего, об этих знаках истец узнал в результате экспертизы заявленного на регистрацию обозначения либо же ещё до подачи заявки на этапе предварительного поиска".
Партнёр юридической компании Comply Максим Али обращает внимание, что лицензиатом товарных знаков ООО "Инжиниринг" является ООО "Русьимпорт–Череповец". Правда, лицензия касается только тех обозначений, что зарегистрированы для пива, а не для вина. "Поможет ли это группе “Ладога” — вопрос открытый. Даже без зарегистрированной в Роспатенте лицензии правообладатель может показать суду доказательства того, что знаки для вина фактически используются “Русьимпортом” под контролем ООО “Инжиниринг”, — закон позволяет так делать", — поясняет эксперт.
По словам Максима Али, если вина со словом Templier действительно продавались в последние 3 года, то добиться регистрации своего знака петербургской компании может быть непросто. К тому же она рискует тем, что при продаже импортируемых вин компанию могут привлечь к ответственности за нарушение товарных знаков "Инжиниринга".
Роспатент старается сравнивать знаки по их фонетической (словесной) части. Поэтому он мог откинуть визуальные решения этикетки, которая подана на регистрацию. "Возможно, в крайнем случае “Ладоге” стоит отстаивать перед Роспатентом позицию о том, что совпадение слова templier(s) не должно предрешать вывод о сходстве, учитывая специфику выбора продукции на рынке вин, где потребитель обычно видит товар на полке и может быть осведомлён о разных “тамплиерных” брендах в этой сфере", — рассуждает Максим Али.
Причин, по которым бизнес хочет получить права на определённые обозначения, масса. Это может быть и слишком большая симпатия к конкретному обозначению, и его широкая известность, и благозвучность, и даже некоторое желание вставлять палки в колёса бывшим партнёрам, отмечает Анастасия Герман.
“
"Интересно, что тематика тамплиеров является популярной для алкогольной продукции. Есть и пиво, и вина с похожими названиями. Даже слова Les Templiers используются на визуально разных этикетках, а сами эти слова во Франции и за её пределами зарегистрированы как товарные знаки", — добавляет Максим Али.