Петербургские муниципалы не могут устанавливать и проводить новогодние ёлки для жителей округа. Это могут расценить как нецелевое расходование бюджетных средств.
Узнавшие о таком положении вещей горожане выражают бурное недовольство. Однако при ближайшем рассмотрении ситуация выглядит не такой уж конфликтной. В Петербурге существует перечень праздников и памятных дат, который регулируется городским законом и постановлением городского правительства (№ 743 от 19.09.2018). В них прописаны ответственные за проведение праздников лица и структуры — комитеты, администрации районов, их главы и так далее. Согласно этим документам за организацию празднования Нового года ответственны комитет по культуре, комитет по развитию туризма и районные администрации. Деньги на праздник выделяют из городского бюджета. Соответственно, по букве закона праздничные мероприятия могут организовывать только установленные распорядители бюджетных средств.
В соответствии со ст. 86 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления не могут устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, которые не входят в их компетенцию. То есть если за строительство, например, дороги отвечает правительство РФ или региональная власть, муниципалитет даже при большом желании не сможет вклиниться в реализацию проекта.
Глава МО №72 Павел Швец пояснил, что если мероприятие находится в официальном перечне городских праздников, то муниципалитет не может закладывать средства на его проведение, поскольку это может аукнуться иском от контрольно–надзорных ведомств.
Так, 30 ноября Пушкинский районный суд Петербурга взыскал с главы администрации МО "Посёлок Александровская" Кирилла Кирина 130 тыс. рублей за нецелевое расходование бюджетных средств. Причиной стало празднование Международного женского дня (8 Марта). В материалах дела указано, что, вопреки требованиям законодательства, ВМО "Посёлок Александровская" заключило муниципальный контракт… на оказание услуг по организации праздника. Источник "ДП" в правоохранительных органах подтвердил, что такие праздники не относятся к компетенции муниципалитетов, поскольку их полномочия регулируются пп. 4 п. 2 ст. 10 закона Санкт–Петербурга № 420–79 "Об организации местного самоуправления…".
Депутат Законодательного собрания Санкт–Петербурга Всеволод Беликов замечает, что муниципалы всё же могут провести праздничное мероприятие, но только совместно с соответствующим комитетом и для ограниченного круга лиц. Например, детский утренник в доме культуры, куда приглашаются только дети из малообеспеченных семей, инвалиды или нуждающиеся в господдержке. А для всех жителей могут проводиться только местные праздники — "Весёлые старты" или День Ивана Купалы.
“
"Вопросы у жителей и мундепов, конечно, есть, праздника хотят все. Но нужно понимать, что у муниципалитетов на это нет денег. Либо ёлка, либо детские площадки. Сейчас остро стоит задача — уборка от снега зелёных зон местного значения, а ёлки — это дорогое удовольствие. Поэтому мы предлагаем довольствоваться тем, что есть. Утренники проводит город, подведомственные организации, а для отдельных категорий граждан — детей из приёмных семей, из детских домов — муниципалитеты. Но для всех не проведёшь", — пояснил Всеволод Беликов.
При этом депутат уточнил, что праздники, которые устраивает управляющая компания ЖК или отдельно взятого дома, не запрещены. Поэтому ёлки во дворах у петербуржцев будут, если этим озаботятся на уровне конкретных домов и ЖК.