Валерий Гергиев назначен генеральным директором Большого театра сроком на 5 лет. Это сулит перемены в том числе и Мариинскому театру.
О предстоящей смене Владимира Урина на Валерия Гергиева было фактически известно ещё 2 недели назад, но официальное распоряжение о назначении нового генерального директора Большого было подписано премьер–министром Михаилом Мишустиным лишь в пятницу, 1 декабря. Сам дирижёр ранее лаконично замечал, что "не искал возможности работать ещё больше". А после официального объявления на встрече с коллективом Большого театра выдвинул идею обмена постановками и углублённого сотрудничества между двумя главными столпами российской оперы и балета.
В пресс–службе Мариинского театра корреспонденту "ДП" подтвердили, что Гергиев сохраняет там за собой должность художественного руководителя — директора. "В ближайшей афише Валерий Абисалович заявлен за дирижёрским пультом 3–5 раз в неделю. Нет никаких сомнений, что маэстро быстро и очень грамотно распределит своё внимание между двумя столицами. Мы искренне рады, что сможем более тесно сотрудничать с московскими коллегами, и поздравляем команду Большого театра с этим назначением!" — добавили в пресс–службе.
Нагрузка по силам
В том, что Гергиев справится с новой ролью, знающие его люди практически не сомневаются. "Я не встречал человека, обладающего такой мощью, энергией и таким неподдельным энтузиазмом. Понимаю, что это назначение — огромная нагрузка. Но Гергиеву не впервой", — поделился ректор Санкт–Петербургской академии художеств Семён Михайловский.
Экс–директор музейного комплекса "Исаакиевский собор" и бывший глава комитета по культуре Санкт–Петербурга Николай Буров признался, что ему немного жалко новоиспечённого директора двух театров.
“
"Большой театр — очень сложный театр. Москва — достаточно сложный город, и наверняка там будет много трудностей. Может, от этого получится что–то лучшее, потому что опираться на болото нельзя, опираться можно только на сопротивление. У Валерия Абисаловича, мне кажется, хватит сил, чтобы из сопротивления сделать опору, а из опоры сделать площадку для хорошего шага вперёд", — подчеркнул он.
Театровед Галина Коваленко заметила, что раз Владимиру Кехману удаётся эффективно руководить двумя театрами (Михайловским и МХАТом им. Горького), то Гергиев с этим тоже справится. Однако она полагает, что из–за нового назначения он будет меньше дирижировать. "Я не думаю, что Валерий Гергиев полностью уйдёт от дирижирования, это исключено. Но он станет заниматься этим меньше. У него много выступлений в качестве дирижёра на большинстве концертов в Концертном зале Мариинского театра", — пояснила она.
Музыкальный критик, эксперт "Золотой маски" Владимир Дудин склонен оценивать новость пессимистично. "Были два театра со своими историями, и теперь я не вижу предпосылок к тому, чтобы что–то изменилось в лучшую сторону. В Большом театре была очень интересная история в период правления Урина — он до последнего поддерживал режиссёрский театр, каждый оперный и балетный спектакль был сопряжён с тем или иным именем, стилем. Каждый спектакль очень тщательно готовился, в отличие от потокового подхода в Мариинском театре", — аргументирует он свою позицию.
Не упустить влияние
За долгие годы Валерий Гергиев проявил себя не только как дирижёр и художественный руководитель, но и как довольно влиятельный девелопер.
Ещё в 1997 году маэстро попросил Бориса Ельцина построить вторую сцену Мариинского театра. Над проектом начал работать архитектор Эрик Моос. Замысел включал не только возведение второй Мариинки, но и реконструкцию расположенной чуть далее по Крюкову каналу Новой Голландии в театрально–культурный комплекс. Причём если Мариинский–2 планировалось построить за счёт бюджета, то с Новой Голландией проект предполагали реализовать как инвестиционный. Впоследствии от проекта Мооса отказались и вторую сцену построили уже по проекту другого архитектора, Джека Даймонда (общая сумма затрат составила около 22 млрд рублей). Но какое–то время в проект Новой Голландии пытались включить некий Дворец фестивалей с преимущественным правом пользования Мариинским театром.
В 2003 году были уничтожены пожаром декорационные мастерские Мариинского театра. Спустя несколько лет на их месте был возведён Концертный зал. В 2017 году филиалом Мариинки стал Театр оперы и балета Владикавказа (Северная Осетия — родина Гергиева).
В последние годы Мариинский театр продолжал расширяться (ему передавались доходные дома в историческом центре Петербурга под служебные гостиницы и под административно–производственные нужды), но среди всего этого не было заметно каких–то знаковых проектов.
В 2020 году Гергиев вызвался консультировать проектировщиков и подрядчиков здания Петербургской консерватории, о чём объявил во время пресс–тура на стройплощадке. Но пока нет свидетельств того, чтобы эта инициатива увенчалась успехом.
После февраля 2022 года гастроли и другая международная деятельность Гергиева оказалась затруднена. В Петербурге же другие игроки рынка развивались как минимум не менее интенсивно, а их руководители выглядели тоже весьма влиятельными. Так, например, у Бориса Эйфмана строится театр на Тучковом буяне, рядом с судебной властью.
В этом смысле переход в Москву выглядит логично. Совмещая руководство Большим и Мариинским, Гергиев, возможно, примет во внимание опыт уже упоминавшегося Владимира Кехмана. Когда тому предложили пост гендиректора Новосибирского театра оперы и балета, Кехман перешёл на пост художественного руководителя, а исполняющим обязанности гендиректора Михайловского назначил своего финансового директора.