На фоне дефицита импортных чипов для смарт–карт закупочная цена заготовок под проездные в Петербурге может вырасти на 42%.
СПб ГКУ "Организатор перевозок" 4 декабря объявило конкурс начальной ценой 32,6 млн рублей на поставку 372 тыс. смарт–карт для использования их под проездные для петербургского городского транспорта. Примечательна максимальная цена, которую учреждение готово заплатить за одну карточку, — 87,63 рубля. Это на 42% выше, чем стоимость одного проездного по последнему аналогичному контракту "Организатора перевозок", заключённому в конце марта текущего года, когда ведомство закупило 337 тыс. "Подорожников" (технически "Подорожники" и проездные идентичны).
Традиционный поставщик "Подорожников" — московская компания с оренбургскими корнями "Орен–Карт". По подсчётам "ДП" на основе данных с портала госзакупок, связанные с "Орен–Карт" фирмы с апреля 2020 года заключили с "Организатором перевозок" 18 контрактов общей стоимостью более 350 млн рублей на поставку 5,76 млн транспортных карт.
В 2020–2021 годах карточки обходились городу примерно в 40–45 рублей за единицу. Весь прошлый год БСК закупались "Организатором перевозок" по 56–65 рублей за штуку, за исключением нескольких партий общим объёмом почти 900 тыс. штук по 80 рублей за каждую в мае 2022–го.
На этом фоне 1 ноября 2022 года стоимость пластикового носителя "Подорожника" в кассах метрополитена выросла с 60 до 80 рублей. Увеличение цены в транспортном блоке Смольного объясняли ростом отпускной цены встроенных в карту чипов.
В "Организаторе перевозок" пояснили "ДП", что новая закупка предполагает поставку карт для льготных проездных — при их приобретении граждане не платят за сам носитель, но при восстановлении в случае потери затраты на изготовление и выдачу нового экземпляра ложатся на пассажира. К тому же, говорят в учреждении, победителем аукциона будет признан участник, предложивший наименьшую цену для заключения контракта, так что итоговая стоимость поставки ещё может снизиться.
“
"В связи со сложившейся ситуацией в стране и нестабильным курсом доллара у поставщиков отсутствует возможность покупать и держать на складе большое количество чипов, на основании чего и происходит удорожание изготовления электронных носителей", — добавляют в пресс–службе "Организатора перевозок".
В марте прошлого года голландская NXP, чьи технологии используются, в частности, в московской "Тройке" и петербургском "Подорожнике", объявила, что будет соблюдать ограничения в отношении поставок полупроводников в Россию. Появилась угроза дефицита микросхем для проездных, сим–карт и банковских карт.
В мае в столичные кассы начали поступать первые "импортозамещённые" "Тройки" на чипах, произведённых на совместном предприятии ГУП "Московский метрополитен" и отечественного производителя микроэлектроники "Микрон" (компанией владеют АФК "Система" и "Ростех").
Текущих мощностей российских производителей и объёмов параллельного импорта не хватает, чтобы покрыть весь спрос внутри страны, считает генеральный директор Telecom Daily Денис Кусков.
"Для наращивания производства необходимо иметь оборудование. С этим тоже проблемы, потому что станки импортные. Недаром банковские структуры, насколько мне известно, продлевали срок службы своих карт — как раз чтобы минимизировать эти затраты", — говорит эксперт.